Как заменить поддон картера самостоятельно?
В конструкции транспортного средства даже несущественные, на первый взгляд, детали могут играть очень важную роль в функционировании всего механизма. Взять хотя бы поддон картера. О нем вспоминают намного реже, нежели о других частях двигателя, но если он выйдет из строя, то силовому агрегату придется несладко. Поэтому осуществлять замену данного элемента следует при малейших подозрениях в его неисправности, а как это сделать в домашних условиях – вы узнаете, дочитав до конца данную статью.
1. Что нужно знать о поддоне картера?
Картер – главная впускная деталь автомобильного мотора, а ее изолированное внутреннее пространство является самой большой полостью силового агрегата. Именно здесь размещается коленвал, а в верхней части элемента установлен блок цилиндров. Поддон картера представлен в виде тонкостенного резервуара со сливным отверстием, закручивающимся пробкой.
Зачастую такие емкости изготавливают из листовой стали и крепят к основанию конструкции посредством специальных болтов. В качестве уплотнения между ними и поверхностью крепления могут устанавливаться специальные пробочные или картонные прокладки. Поддон картера автомобильного двигателя используется как специальная емкость для моторного масла, ограждая кривошипно-шатунный механизм от грязи и инородных тел.
Чаще всего от подобных проблем страдают легковые автомобили с передним приводом и продольным или поперечным расположением двигателя, что обусловлено особенностями их конструкции.
2. Что будет, если сломанный поддон не заменить вовремя?
Если поддон двигателя получил повреждение (например, вследствие ДТП), то это обязательно отразится на работоспособности силового агрегата. Исходя из характера повреждений поддона, выделяют три основных варианта поломок:
«Подмятие» (глубокая деформация) плоскости детали без образования сквозного отверстия (пробоя) на двигателях с маслоприемником, изготовленным из алюминиевого сплава или пластика (моторы со стальными штамповочными поддонами или с деталями со стальными вставками).
В такой ситуации трубка маслоприемника может оказаться выше уровня масла, а если жидкость не вытекла (под днищем машины вы не обнаружили масляные пятна), но вмятина достаточно глубока, необходимо долить нужное количество смазочного материала и попробовать запустить мотор. Если лампа давления погаснет – можно попытаться аккуратно, в «аварийном» режиме доехать до автосервиса или гаража.
Все последующие ремонтные мероприятия могут ограничиться демонтажем поддона и его заменой, что в большинстве случаев непросто сделать (конструкция некоторых транспортных средств требует снятия всего двигателя). Замена поврежденного поддона обойдется вам намного дешевле, нежели полный ремонт или установка нового силового агрегата.
В тех случаях, когда деформация поддона незначительна и пробоя нет (часто встречается на двигателях с алюминиевыми или пластиковыми элементами), маслоприемник не обламывается, но зазор между ним и дном поддона сильно уменьшаться. Оставшейся щели хватает для того, чтобы обеспечить работу масляной системы в режимах неинтенсивной циркуляции, то есть на холостых оборотах и невысоких оборотах под нагрузкой. Также следует учитывать возможность появления «масляного голодания» всех пар трения силового агрегата при резком увеличении оборотов.
Естественно, это крайне негативно сказывается на функционировании автомобиля. Проще говоря, если вмятина на поддоне незначительная, масло не вытекает, а при пробном запуске контрольная лампа давления смазочной жидкости гаснет, то все должно работать как надо.
Но на практике, большинство современных транспортных средств обладает достаточно примитивной системой контроля, и вся информация поступает только от одного датчика, который имеет порог срабатывания при давлении 0,5- 0,8 Бар (более точные цифры зависят от типа конструкции). И тут отнюдь не важно, отображается аналогичная информация на дисплее или нет, так как все данные поступают от того самого порогового датчика: 0,5 Бар есть – все хорошо. Но автомобильный мотор не может работать, например, на 4000 об./мин при давлении масла 0,5-0,8 Бар, ведь, в зависимости от количества оборотов, характеристики необходимого двигателю давления резко возрастают.
Сквозные отверстия, то есть пробои поддона – также нередкое явление. Если вы обнаружили под автомобилем масляное пятно – не пытайтесь запустить двигатель. Следует вызвать эвакуатор и отправить транспортное средство к специалистам автосервиса. Конечно, потребуется вскрытие поддона, снятие маслоприемника и экрана (если таковой имеется) и обязательное вскрытие шатунных (желательно и коренных) вкладышей. Также снизу осматривают поверхности гильз цилиндров.
Объем возможных повреждений прямо зависит от скорости остановки двигателя сразу после образования пробоя в поддоне и от того, не пытался ли автовладелец снова завести мотор. Даже несколько десятков секунд работы без масла могут повлечь за собой появление задир на всех основных парах трения.
Самыми распространенными последствиями масляного голодания и нулевого давления являются:
1. Прихват верхнего шатунного вкладыша (одного из цилиндров), его расплавление и заклинивание мотора;
2. Поворот вкладыша, появление стука при работе силового агрегата. Кроме того, возможно повреждение других пар трения, поворот других вкладышей, а в крайнем случае – обрыв шатуна и повреждение блока цилиндров.
3. Как происходит замена поддона картера?
Весь процесс замены поддона картера можно условно разделить на два этапа: снятие поврежденного элемента и установка новой детали.
Демонтаж выполняется в следующем порядке:
1. Отрицательную клемму отсоединяют от АКБ.
2. Снимают воздухозаборник.
3. Отсоединяют нижнюю защиту двигателя (щиток).
4. Моторное масло необходимо слить, после чего заменить прокладку и вкрутить обратно сливную пробку.
5. Открутите болты крепления передней опоры двигателя, отверните крепежные гайки стабилизатора и замените самоконтрящиеся гайки.
6. Отсоедините от датчика уровня масла разъем проводки.
7. Отсоедините разъем проводки от датчика давления масла. Его нужно закрепить таким образом, чтобы избежать его повреждения при подъеме силового агрегата.
8. На моделях машин с автоматической трансмиссией следует отсоединить маслопроводы от поддона.
9. Теперь необходимо снять стабилизатор и поднять мотор с помощью подъемника.
10. Снимите пружины передней подвески.
11. Переднюю ось автомобиля следует поднять при помощи лебедки, после чего отворачивают пластиковые крышки над двумя задними точками передней оси.12. Открутите крепежные болты передней оси и протрите резьбовые отверстия, заменив все болты крепления новыми.
13. Опустите переднюю ось.
14. Открутите болты крепления поддона, передвиньте его вперед и опустите. Снимите элемент и замените болты и прокладку.
Второй этап замены поддона – установка, предусматривает обратную сборку всех механизмов. Но тут важно соблюдать все требования к моменту затяжки крепежных элементов.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Снятие и установка поддона картера
Снятие и установка поддона картера
Инжекторный и карбюраторный двигатели имеют разную конструкцию поддона картера. На карбюраторном двигателе используется обычный поддон картера который уже был изображен на иллюстрации. На инжекторном двигателе поддон картера состоит из двух частей, верхней части из алюминия и нижней части из стальной пластины. В соответствии с этим различаются снятия и установка.
Карбюраторный двигатель
|
Инжекторные двигатели
Работы по снятию поддона картера на инжекторных двигателях немного сложнее. На иллюстрации ниже изображены детали поддона.
Детали поддона картера инжекторного двигателя
![]() |
|
|
carmanz.com
1. Поднимите и установите автомобиль на подставки. Слейте двигательное масло, обратитесь к подразделу Замена двигательного масла и масляного фильтра. | |
ВНИМАНИЕ Не причиняйте вреда окружающей среде. Ни в коем случае не выбрасывайте отработанное масло и не выливайте его с бытовыми отходами. Пункты продажи масла принимают соответствующее количество отработанного масла бесплатно. Поэтому при покупке масла сохраняйте квитанцию и канистру масла для возможности более поздней сдачи отработанного масла! | |
2. Заверните пробку отверстия для удаления масла с новым уплотнительным кольцом. | |
3. Отверните болты крепления и снимите нижнюю и боковые крышки справа и слева двигательного отсека (стрелки). На сопроводительной иллюстрации показано исполнение для бензинового двигателя. Снимите нижнюю крышку двигательного отсека у дизельного двигателя. | |
4. Дизельный двигатель: Снимите шумовую крышку поддона картера двигателя. Для этого отверните болт –1–. Вдавите проволокой штифт заклепки –3–. Выньте заклепку. Резиновая втулка –2– должна остаться в блоке цилиндров. | |
5. Отверните болты крепления поддона картера коленчатым ключом, например, HAZET 2528–10 и выньте. При необходимости для отделения поддона картера воспользуйтесь резиновым молотком. | |
УСТАНОВКА | |
6. Тщательно удалите с блока цилиндров с помощью шабера остатки герметика. | |
7. Удалите остатки герметика с поддона картера с помощью вращающейся щетки, например, ручной машинкой. | |
ВНИМАНИЕ При этом пользуйтесь защитными очками. Имеется опасность травмирования остатками удаляемого герметика. | |
8. Очистите уплотнительные поверхности. Они не должны содержать масла и смазки. | |
9. Поддон картера можно установить точнее, если для направления ввернуть два штифта М6 во фланец блока цилиндров. | |
10. При покупке герметика AUDI–D176404 A2 необходимо проверить срок его годности. Наконечник тюбика необходимо отрезать так, чтобы образовалось отверстие диаметром 3 мм. | |
ВНИМАНИЕ Поддон картера после наложения силиконового герметика должен быть установлен в течение 5 мин. После установки картера герметик должен сохнуть в течение времени не менее 30 мин. Только после этого в картер можно заливать масло. | |
11. Нанесите силиконовый герметик на чистые уплотнительные поверхности. Валик герметика должен быть толщиной 2 – 3 мм и в районе отверстий под болты должен проходить по внутренней стороне. | |
12. На иллюстрации показано положение валика герметика на блоке цилиндров. Наносится герметик только на уплотнительную поверхность поддона картера. У перехода к заднему фланцу герметик следует наносить особенно тщательно. | |
ВНИМАНИЕ Валик герметика не должен быть слишком толстым, в противном случае избыток его попадает в масляный контур и засоряет сетку во всасывающем трубопроводе масляного насоса. | |
13. Сразу же установите и равномерно прижмите к блоку цилиндров поддон картера моментом 5 Н м. | |
14. 3 соединительных болта двигатель–РКПП в районе поддона картера затяните моментом 45 Н м. | |
ВНИМАНИЕ При установке поддона картера на снятом двигателе выставьте поддон картера так, чтобы он со стороны РКПП был заподлицо с блоком цилиндров. | |
15. Затяните болты крепления блока цилиндров крест–накрест моментом 10 Н м, затем все болты в два приема затяните моментом 15 НЧм. | |
16. Дизельный двигатель: Установите шумовую крышку поддона картера на двигатель и закрепите ее. Для этого выньте штифт из заклепки. Вставьте заклепку и, вдавив штифт, закрепите ее. Болт –1– вверните моментом 20 Н м. | |
17. Залейте в систему двигательное масло, при этом обратитесь к подразделу Замена двигательного масла и масляного фильтра. | |
18. Установите и закрепите нижнюю и боковые левую и правую крышки двигательного отсека. | |
carmanz.com
Поддон картера (снятие) Опель Вектра / Opel Vectra
Двигатель Z16XE/Z18XE
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
2. Поднимите автомобиль на подъемнике, слейте двигательное масло из картера . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
3. Снимите крышку мультиреберного ремня и систему выпуска отработавших газов
4. Отсоедините датчик контроля уровня двигательного масла, удалите 2 резиновые заглушки и выверните указанные на иллюстрации крепежные болты и 12 болтов крепления поддона картера. Воспользовавшись подходящим инструментом, подденьте и отсоедините поддон картера.
![]() |
12.4 Поддон картера (двигатель Z18XE) — стрелками указаны болты крепления поддона к масляному насосу |
1 Резиновые заглушки
2 Болты крепления к трансмиссии
3 Разъем электропроводки датчика контроля уровня двигательного масла
5. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
6. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 2.5-3.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
12.6 Перед установкой поддона нанесите свежий герметик (двигатель Z18XE)
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
7. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET
8. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи , выверните крепежный болт и снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла.
9. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите мультиреберный ремень
10. Слейте двигательное масло . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
11. Выверните 3 крепежных болта и снимите компрессор, отсоедините проводку датчика контроля уровня моторного масла.
12. Выверните болты крепления поддона картера, воспользуйтесь подходящим инструментом, подденьте поддон в указанных стрелками точках и отделите его от блока двигателя.
12.12 Крепление поддона картера (двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET) |
13. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
14. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 2.0-2.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
![]() |
12.14 Перед установкой поддона нанесите герметик на его сопрягаемые поверхности (двигатели Z22YH/ Z22SE/Z20NET) |
Размер I 2.0-2.5 мм Размер II 0.5-1.5 мм
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
15. Затяните 15 болтов крепления поддона усилием 23 Нм, а затем 2 болта крепления поддона к трансмиссии с усилием 40 Нм.
12.15 Порядок затягивания болтов крепления поддона картера (двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET) |
1 Болты крепления к блоку двигателя
2 Датчик контроля уровня двигательного масла
3 Болты крепления к трансмиссии
16. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатель Z32SE
17. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите крышку мультиреберного ремня
18. Снимите систему выпуска отработавших газов
19. Слейте двигательное масло из картера . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
20. Отсоедините проводку датчика контроля уровня моторного масла, выверните 3 болта крепления поддона к трансмиссии, и 17 болтов крепления к блоку.
![]() |
12.20 Крепление поддона картера (двигатель Z32SE) |
21. Снимите поддон, соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности. На СТО для этого применяется приспособление КМJ-37228
22. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от-остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
23. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 3.0-3.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
Затяните болты с требуемым усилием.

12.23 Перед установкой поддона нанесите герметик на его сопрягаемые поверхности (двигатель Z32SE)
1 Стыки с корпусом масляного насоса
2 Стыки блока цилиндров
24. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатели Z19DT(H)
25. Выверните болт и отсоедините верхнюю часть трубки щупа измерения уровня двигательного масла.
26. Снимите промежуточный приводной вал , прикройте отверстие трансмиссии подходящей заглушкой.
27. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов , выверните 3 болта и снимите кронштейн крепления каталитического преобразователя.
28. Ослабьте 4 болта шкива коленчатого вала , снимите мультиреберный ремень и снимите шкив.

12.29 Болты (2) крепления кронштейна (3) компрессора (двигатель z19DT)
1 Разъем электропроводки
4 Направляющий ролик
29. Отсоедините электропроводку компрессора, выверните 3 болта и снимите компрессор, затем выверните болты крепления кронштейна компрессора и снимите его вместе с направляющим роликом.
30. Слейте двигательное масло из картера , отсоедините нижнюю часть трубки щупа измерения уровня двигательного масла и снимите трубку.
![]() |
12.31 Датчик (1) контроля уровня двигательного масла и возвратный шланг (2) системы смазки (двигатель Z19DT) |
31. Отсоедините электропроводку от датчика контроля уровня двигательного масла, снимите возвратный шланг системы смазки двигателя.
32. Поворачивая коленчатый вал в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) установите маховик двигателя так, чтобы через отверстия в маховике можно было вывернуть болты крепления поддона к трансмиссии. Использую специальное приспособление EN-46794, выверните сначала один болт, еще раз проверните коленчатый вал и выверните второй болт.
33. При помощи приспособления EN47631 выверните 2 болта крепления поддона со стороны привода ГРМ.
34. Выверните оставшиеся 10 болтов крепления поддона картер и отделите его от блока. Выверните 2 болта крепления маслозаборника и снимите поддон вместе с маслозаборником с двигателя.
12.34 Болты (указаны стрелками) крепления маслозаборника (двигатель Z19DT) |
35. Установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Не забудьте заменить все прокладки и уплотнения.
Двигатели Y20DTH/Y22DTR
36. Снимите крышку двигателя , отсоедините электропроводку клапана системы рециркуляции отработавших газов и снимите масляный фильтр
37. Снимите защиту картера и слейте двигательное масло
38 Отсоедините электропроводку от датчика контроля уровня и датчика температуры двигательного масла . Выверните 4 болта крепления поддона к трансмиссии, а затем 17 болтов крепления к блоку двигателя и снимите поддон. Удалите прокладку поддона.
![]() |
12.38 Крепление поддона (3) картера (двигатели Y20DTH/Y22DTR) |
1 Датчик температуры двигательного масла
2 Датчик контроля уровня двигательного масла
39. При необходимости выверните 4 болта и снимите маслозаборник.
12.40 Места нанесения герметика (двигатели Y20DTH/Y22DTR) |
40. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Пред установкой поддона нанесите герметик на стыки блока двигателя . Не забудьте заменить уплотнительные прокладки.
Двигатель Y30DT
41. Снимите подрамник
42. Извлеките щуп измерения уровня двигательного масла, снимите аккумуляторную батарею с поддоном , отсоедините верхнюю часть воздуховода турбокомпрессора и отведите воздуховод в сторону.
43. Снимите расширительный бачок со шлангом. Высвободите жгут электропроводки двигателя и отведите его в сторону, освободив доступ к термозащитному экрану турбокомпрессора. Выверните 5 болтов/винтов и снимите термозащитный экран. 44. Вывернув 3 болта отсоедините переднюю секцию системы выпуска отработавших газов, снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла, поднимите автомобиль на подъемнике и слейте двигательное масло 45. Выверните 2 болта и снимите кронштейн крепления каталитического преобразователя. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов. 46. Отпустите 2 гайки и снимите термозащитный экран каталитического преобразователя.
47. Снимите промежуточный приводной вал и кронштейн вала. 48. Выверните 16 болтов и 2 гайки и снимите при помощи приспособления КМ-J-37228 нижнюю часть поддона картера.
49. Снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла. Отсоедините электропроводку датчика контроля уровня и датчика температуры двигательного масла. 50. Ослабьте крепежные хомуты и снимите шланг системы вентиляции картера. 51. Снимите переднюю опору двигателя мультиреберный ремень 52. Отсоедините электропроводку компрессора , выверните 3 болта и снимите компрессор.
1,2 Разъемы электропроводки
53. Выверните 10 болтов крепления верхней части поддона и снимите ее |
Замечание: Болты имеют различную длину. Запомните или пометьте места их установки.
54. При замене поддона необходимj снять со старого и установить на новый поддон все съемные элементы.
55. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
56. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 3.0-4.0 мм на поверхности, указанные на иллюстрациях и установите поддон на место.-
![]() |
12.56а Места (указаны стрелкой) нанесения герметика и порядок затягивания крепления верхней части поддона картера (двигатель Y30DT) |
![]() |
12.56b Места (указаны стрелкой) нанесения герметика и порядок затягивания крепления нижней части поддона картера (двигатель Y30DT) |
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика! Затяните болты и гайки верхней и нижней частей поддона с требуемым усилием в указанном порядке, короткие и длинные болты должны быть установлены на свои места.
57. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном пооядку их снятия.
vectra-signum.com
3.4. Снятие и установка поддона картера
Для уплотнения поддона картера в мастерских используется герметик MAZDA №852777739, может использоваться также подобный герметик на силиконовой основе (например, DOW CORNING Q3 — 7057).
Не наносить слишком много герметика, а в области масляных каналов работать особенно осторожно. Детали должны быть собраны в течение 30 минут после нанесения герметика. По истечении этого времени герметик должен быть удален и нанесен заново. |
Снятие
![]() |
|
Установка
Стальной поддон
|
carmanz.com
СНЯТИЕ ПОДДОНА КАРТЕРА
Поддон картера снимаем для прочистки и замены маслоприемника, замены поршневой группы, а также при ремонте двигателя.
Сливаем масло из картера двигателя. Для этого накидным ключом или головкой на 17 ослабляем затяжку пробки сливного отверстия. Подставляем под отверстие широкую емкость для отработанного масла объемом не менее 4 литров и, отвернув пробку вручную, сливаем масло. Протерев пробку, заворачиваем ее моментом 35 – 45 Нм.
| Снимаем правый грязезащитный щиток силового агрегата.
|
Снимаем нижнюю крышку картера сцепления.
| 1. Головкой на 10 отворачиваем 16 болтов крепления поддона картера
|
2. Снимаем поддон
| 3. Снимаем прокладку поддона картера
|
Очищаем привалочные поверхности блока цилиндров и поддона картера от остатков старой прокладки, герметика и масла. Наносим тонкий слой герметика на места стыка корпуса. Устанавливаем поддон картера с новой прокладкой в обратной последовательности.
autoruk.ru
Снятие и установка поддона картера двигателя
Снятие и установка поддона картера двигателяСнятие и установка поддона картера двигателя
Снятие
|
Установка
|
carmanz.com