Раздатка 2121 – Раздаточная коробка Нива 2121: принцип работы, ремонт

Конструкция и возможные неисправности раздаточной коробки ВАЗ-2121

Страница 1 из 2

Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами автомобиля.

На Ниве ставится раздаточная коробка двухступенчатая, с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением.

В коробке две скорости (низшая и высшая) с передаточными числами 1,2 и 2,135 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее количество передач, что увеличивает проходимость машины.

Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов.

Так же сделана принудительная блокировка дифференциала, которая повышает проходимость автомобиля.

Блокировка дифференциала и переключение передач производится с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.

В картере 25 раздаточной коробки, отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий и промежуточный валы, валы привода переднего и заднего мостов и корпус дифференциала.

На ведущем валу свободно установлены косозубые шестерни высшей 23 и низшей 26 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, который выполнен в виде блока шестерен.

Между шестернями 23 и 25 на валу неподвижно закреплена ступица муфты переключения передач 24, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта.

При включении высшей передачи муфта переключения передач 24 стопорит на ведущем валу 29 свободно вращающуюся шестерню 23, а при включении низшей передачи стопорит шестерню 26.

Блок шестерен промежуточного вала 34 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой шестерней 49, прикрепленной болтами к корпусу дифференциала, который состоит из двух частей.

На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 54 блокировки дифференциала.

Внутри корпуса дифференциала установлена ось с двумя сателлитами, находящимися в зацеплении с шестернями, которые связаны со шлицевыми концами валов привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля.

Вал привода переднего моста более длинный, чем вал заднего моста и имеет зубчатый венец для блокировки дифференциала.

При блокировке дифференциала подвижная муфта 54 соединяет вал с корпусом дифференциала.

Механизм переключения передач раздаточной коробки включает в себя: рычаг переключения 15, ползун, вилку, и шариковый фиксатор.

Рычаг шарнирно установлен на оси в проушинах кронштейна.

Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна и уплотняется в нем пружиной. На ползуне закреплена вилка, входящая в выточку муфты 24 переключения передач.

Шариковый фиксатор удерживает ползун в нейтральном и включенном положениях.

Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач. Привод состоит из рычага 10, ползуна с вилкой и шарикового фиксатора.

Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах 45, установленных на осях. Каждая опора состоит из кронштейна, в котором запрессована резиновая подушка.

Под опоры раздаточной коробки устанавливаются регулировочные прокладки для центровки и правильной установки по отношению к коробке передач.

autoruk.ru

Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» — Трансмиссия — Автомобиль категории «В»

Коробка передает крутящий момент двигателя на передний и задний ведущие
мосты, изменяя его с передаточными числами 1,2 и 2,135. Раздаточная
коробка обеспечивает постоянный привод ведущих мостов. При этом валы,
передающие момент на передний и задний мосты, связаны между собой
межосевым дифференциалом, который для повышения проходимости автомобиля
может блокироваться.


Раздаточная коробка автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»


Основными узлами коробки являются ведущий вал 1, с расположенными на нем
шестернями 2 и 4 низшей и высшей передач, а также с муфтой 3
переключения передач. Шестерни ведущего вала находятся в постоянном
зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала 5, одна из
которых передает момент на шестерню 10 корпуса дифференциата 8. Шестерни
дифференциала 7 и 9 передают крутящий момент на вал 6 привода заднего
моста и вал 11 привода переднего моста. Вал 11 имеет зубчатый венец для
блокировки дифференциала муфтой 12, которая при блокировке замыкает
шлицевой конец корпуса дифференциала с зубчатым венцом вала.

Управление раздаточной коробкой — механическое, при помощи двух рычагов,
выведенных к месту водителя в кабине. Меньший рычаг действует на муфту
12 блокировки дифференциала, больший — на муфту 3 переключения передач.
Механизм блокировки можно включать на ходу автомобиля перед преодолением
тяжелого участка дороги. В нормальных условиях движения блокировка
должна быть выключена.


«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев

Загрузка…

www.carshistory.ru

Разборка раздаточной коробки ВАЗ — 2121

Отсоединяем от фланца ведущего вала раздаточной коробки промежуточный вал (см. Снятие промежуточного вала)


Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.

Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев.
Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля ВАЗ-21213)).



Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста.



Поддев отверткой за приливы картер,…



…снимаем его…



…и прокладку.



Поддев отверткой стопорную шайбу,…



…вынимаем ось рычага блокировки дифференциала (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла).



Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси.

Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала).



Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага.



Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста.



Снимаем крышку и прокладку.



Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора.



Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала.



Вынимаем болт с пружинной шайбой.



Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала…



…и вынимаем шток с чехлом.



Вынимаем вилку…



…и муфту блокировки дифференциала.

Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу.



Снимаем фланец.



Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста.



Вынимаем вал в сборе из картера.



С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо.



Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,…



…спрессовываем подшипник.



Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки.



Поддев отверткой,…



…снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста…



…и прокладку.

Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера.



Детали вала привода заднего моста и задняя крышка.



Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки…



…и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом.

Рычаг переключения передач отсоединяем от кронштейна аналогично снятию рычага блокировки дифференциала.

Отвернув окончательно гайку фланца ведущего вала,…



…снимаем фланец.



Ключом «на 13» отворачиваем три гайки…



…и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала.



Соединение уплотнено прокладкой.



Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка.



Снимаем лючок и прокладку.

Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага (аналогично тому, как показано на фото 9) и сдвигаем чехол штока (как показано на фото 15).



Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,…



…прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток.



При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера.



Пружину фиксатора вынимаем пинцетом.



Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач…



…и дистанционную пластиковую втулку.



Вынимаем шток.

Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач.



Поддев отверткой,…



…вынимаем уплотнительное резиновое кольцо.



Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов.



Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности.



Снимаем гайку и шайбу.

В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки.



Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами.

Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала.



Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала.



Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки.

Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач.



Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки с дифференциалом.



Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки.



Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала.



Разъединяем дифференциал и переднюю крышку раздаточной коробки.



Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала.



Щипцами разжимаем стопорное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала…



…и снимаем его.



Снимаем пружинную шайбу.

Устанавливаем в отверстие переднего корпуса дифференциала подходящий упор для винта съемника…



…и трехлапым съемником…



…спрессовываем передний подшипник.

При необходимости аналогично снимаем задний подшипник.

На переднем и заднем корпусах дифференциала наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку узла.

Зажав корпус дифференциала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…



…накидным ключом «на 17» отворачиваем шесть болтов, скрепляющих ведомую шестерню, передний и задний корпуса дифференциала.



Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала.

При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе.



Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла.



Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала.



С шестерни привода переднего моста снимаем опорную шайбу…



…и вынимаем саму шестерню.



Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его.



Снимаем пружинную шайбу оси сателлитов.



Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов.



Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала.



Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста.

Для снятие первичного и промежуточного валов…



…пассатижами снимаем установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала.

Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала.



Вынимаем из картера ведущий вал…



… и промежуточный вал.

Зажимаем шлицевую часть ведущего вала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…



…и, зацепив лапами съемника за муфту переключения передач,…



…снимаем задний подшипник, втулку, шестерню низшей передачи и муфту.



Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи.



Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала.



Из переднего подшипника промежуточного вала отверткой вынимаем ролики…



…и снимаем сепаратор.

Зажимаем промежуточный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.



Поддевая двумя монтажными лопатками, спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника…



…и снимаем его.

Задний подшипник промежуточного вала снимаем также, как передний подшипник ведущего вала.

Собираем раздаточную коробку в обратной последовательности.

При сборке межосевого дифференциала совмещаем метки на его корпусах.

Пружинную шайбу на оси сателлитов устанавливаем со стороны глухого отверстия на торце оси.

Подходящими отрезками труб напрессовываем…



…внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала,…



…подшипник вала привода переднего моста (труба опирается на внутреннее кольцо)…



…и подшипники дифференциала.

Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала.

Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно.

Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика.


Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов.


После сборки заливаем масло (см. Замена масла).

manual.countryauto.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта