Принцип работы датчик положения коленвала: Датчик положения коленвала: основа работы современного двигателя

За что отвечает датчик коленвала и как он работает?

Вы уже имеете за спиной пару-тройку тысяч километров, но еще не знаете, за что отвечает датчик коленвала, тогда мы постараемся расширить ваш кругозор за следующие 5 минут. Прежде всего, стоит правильно понимать, что собой представляет эта деталь и какие именно функции она выполняет. Поэтому начнем разбираться.

Устройство датчика положения коленвала – немногочисленность деталей

Этот датчик является электромагнитным по принципу работы. Благодаря ему, производится синхронная работа топливных форсунок в системе впрыскивания топлива и всей системы зажигания. Расположена эта деталь на кронштейне, рядом со шкивом привода генератора. Устанавливая ее, соблюдают зазор между зубчатым шкивом и самим датчиком.

Величина этого зазора должна быть в пределах 1 миллиметра, добиваются этого посредством подбора соответствующих шайб.

На синхродиске находится 60 зубьев, причем 2 из них отсутствуют, а начало двадцатого совпадает с мертвой точкой (верхней) первого или же четвертого цилиндра. Устройство датчика положения коленвала предполагает зазор между его торцевой поверхностью и зубьями диска. А сам же он представлен в виде обмотки из медного провода и намагниченного сердечника, расположенного внутри нее.

За что отвечает датчик коленвала – признаки поломки

Устройство не самое сложное, согласитесь, но и простым его не назовешь. Следующим объяснением постараемся внести ясность, для чего нужен датчик коленвала. А существует он для синхронизации управления форсунок и системы зажигания, поэтому можно смело заявить, что он является одной из наиболее важных деталей всего автомобиля.

Мы определились, на что влияет датчик коленвала автомобиля, и становится вполне понятно, что его поломка приведет, скорей всего, к выходу из строя абсолютно всего механизма. Поэтому в целях безопасности перед длительными поездками сделайте диагностику данной детали, дабы не попасть в неприятную ситуацию.

На неисправность могут указывать следующие признаки:

  • значительно снижается мощность работы двигателя;
  • в некоторых случаях и вовсе происходит остановка работы движка;
  • во время холостого хода обороты мотора не устойчивы;
  • происходит непроизвольное снижение или повышение оборотов.

Таким образом, если неисправность в демпфере, тогда не будет производиться должная синхронизация фаз зажигания и впрыска из-за их смещения относительно друг друга. При малейших признаках неполадок сразу же следует обратиться к специалистам, которые не только знают, как работает датчик положения коленвала, но и могут правильно выявить поломку и устранить ее.

В чем заключаются функции датчика коленвала?

Принцип работы датчика положения коленвала можно выразить в генерации синхроимпульсов напряжения таким образом, чтобы они были синхронны прохождению зубьев мимо торцов датчика. Получаемая форма осциллограммы напряжения близка к синусоиде. Получаемая же амплитуда напряжения, а также частота следования импульсов прямо пропорциональна частоте вращения сердца автомобиля – его двигателя. Поэтому, если двигатель работает на холостом ходу, то амплитуда напряжения должна быть не меньше 6 Вольт. А во время прокрутки движка с помощью стартера это значение должно быть более 5 Вольт.

Функции датчика коленвала заключаются в определении положений газораспределительного механизма и коленчатого вала движка. А информация, поступающая от него на систему управления двигателем, непосредственно влияет на впрыск топлива и зажигание. Конечно, мы не можем постоянно контролировать его работу, однако, зная, как работает датчик коленвала, мы можем периодически проводить его диагностику самостоятельно.

Можно это осуществить не самым быстрым способом, но все же: демонтируем деталь с двигателя и проверяем его сопротивление, которое должно колебаться в пределах 550-750 Ом. Если же это не так, следовательно, деталь неисправна и нуждается в срочном ремонте либо же вовсе замене. Помните, что датчик коленвала играет одну из ведущих ролей, поэтому крайне важно следить за его состоянием.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

ДПКВ

  1.    Главная
  2.   »   ДПКВ

В данной статье мы рассмотрим еще один тип датчиков, относящихся к датчикам индукционного типа. Главным представителем данного типа датчика служитдатчик положения коленчатого вала (ДПКВ).

Давайте рассмотрим, какие функции выполняет данный датчик в двигателе автомобиля.

Функциональные задачи датчика:

  • — определение количества впрыскиваемого топлива
  • — определение времени включения клапана адсорбера при работе системы улавливания паров бензина
  • — определение момента зажигания (для бензиновых двигателей)
  • — определение момента впрыска топлива
  • — определение угла поворота распределительного вала, при работе системы изменения фаз газораспределения

Из перечисленных функций понятно, что данный датчик является одним из главных задающих измерительных приборов в двигателе и запуск двигателя с неисправным датчиком будет попросту невозможен.

Давайте рассмотрим принцип работы данного датчика положения коленчатого вала.

На рисунке схематично изображены основные элементы данного датчика.

  • 1. Постоянный магнит
  • 2. Корпус датчика положения коленчатого вала
  • 3. Картер двигателя автомобиля, куда устанавливается данный датчик
  • 4. Магнитомягкий сердечник датчика
  • 5. Обмотка датчика
  • 6. Воздушный зазор между задающим диском и корпусом датчика, который составляет 1 мм.
  • 7. Магнитное поле, создающееся при движении задающего диска
  • 8. Задающий диск, с помощью которого происходит создание ЭДС на датчике и ведется отсчет положения коленчатого вала.

На большинстве бензиновых автомобилей устанавливается задающий диск с количеством в 58 зубьев, а так же пропуском в два зуба для начала отсчета (как правило, это момент нахождения поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке).

На отдельных автомобилях с дизельным двигателем для облегчения запуска двигателя из-за более быстрого определения положения коленвала, устанавливается задающий диск с

двумя пропусками зубьев на задающем диске расположенными через 180°.

Таким образом, принцип работы заключается в том, что при вращении задающего диска изменяется магнитный поток, сформированный постоянным магнитом, на обмотке датчика формируется электрический импульс, который в последующем и обрабатывается ЭБУ автомобиля.

Сигнал датчика положения коленчатого вала снятый мотортестером выглядит следующим образом

Разрыв между импульсами и есть не что иное, как пропуск зубьев на задающем диске.

Диагностика датчика положения коленчатого вала возможна, как при помощи сканера, так и при помощи мотортестера, но в случае диагностике сканером, Вы сможете сделать вывод лишь работает или не работает ДПКВ по отображению количества оборотов двигателя при попытке запуска двигателя, если обороты не отображаются, то одной из причин может служить неисправность ДПКВ.

В случае выполнения диагностики данного датчика с помощью мотортестера, Вы сможете определить не только, работает или не работает датчик, но и корректность его работы. Примером может служить определение такой неисправности, как искривленность задающего диска, его намагниченность и прочее.

Плюсами использования ДПКВ является отсутствие каких-либо движущихся элементов и простота конструкции, в свою очередь из минусов можно отметить необходимость большой частоты вращения задающего диска для создания ЭДС на обмотке датчика.

Типичным признаком неисправности датчика положения распредвала является отсутствие оборотов на сканере при попытке завести двигатель, а признаком короткозамкнутых витков в обмотке датчика может служить то, что Ваш автомобиль перестанет заводится, со стартера при этом отлично будет заводится с «толкача» причиной выступает уменьшенное количество витков в обмотке и как следствие необходимость большего числа вращение задающего диска, которое не может развить стартер.

Обратите внимание, что некоторые модели датчика могут быть основаны на эффекте Холла, проверку датчиков данного типа мы рассмотрим в следующей статье.

Надеемся данная статья поможет Вам при ремонте и диагностике автомобилей с неисправным датчиком положения коленчатого вала.

Датчик положения коленчатого вала: индуктивный датчик срабатывания

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленвала – это устройство, с помощью которого блок управления определяет положение коленчатого вала и частоту его вращения.

Расположение датчика распредвала. Индуктивный датчик коленчатого вала, как правило, размещается в отверстии на корпусе маховика. Непосредственно под этим отверстием находится маховик, по периметру которого располагается зубчатое кольцо. Расстояние между измерительной частью датчика и зубьями кольца составляет не более нескольких миллиметров.

Индуктивный датчик коленчатого вала состоит из следующих компонентов:

  • Пластиковый корпус
  • Катушка
  • Магнит
  • Сердечник.
У пластикового корпуса, как правило, имеется посадочное место с резьбой под болт. Для того, чтобы закрепить датчик, вставьте болт в отверстие и затяните его.

Принцип работы

Металлический блок изготовлен из магнитопроводящего материала, который позволяет генерировать напряжение в катушке. Если Вы уменьшите расстояние между металлическим блоком и датчиком, генерируемое напряжение уменьшится.

Если металлический блок находится под датчиком, напряжение не генерируется. С помощью этого датчика Вы не сможете определить положение стационарных объектов.


 

Магнитное поле. Изменяющееся магнитное поле создаёт напряжение в катушке датчика. Когда зубец приближается к датчику, сила магнитного поля увеличивается. Когда зубец приближается к датчику, сила магнитного поля увеличивается. Когда зубец находится прямо напротив датчика, магнитное поле максимальное. Напряженность пля вновь уменьшается, когда зубец удаляется от датчика.


Важнейшая часть каждого модуля – тестовые задания. В рамках изучения датчика положения коленчатого вала всем, кто изучает материал на платформе ELECTUDE, предлагается определить верхнюю мертвую точку (ВМТ).


Обучающимся даётся «вводная» «На зубчатом колесе намерено отсутствует один зуб. Зуб отсутствует в углублении, которое расположено непосредственно перед индуктивным датчиком, когда коленчатый вал оказывается под углом в 90 градусов перед ВМТ цилиндра 1.

Из-за этого при каждом обороте коленчатого вала ни один зуб не будет проходить вдоль индуктивного датчика.

Блок управления с помощью отклоняющейся частоты распознаёт место, где отсутствует зуб, и определяет, что коленчатый вал находится под углом в 90 градусов перед ВМТ цилиндра 1.

Для определения текущего положения коленчатого вала блок управления должен получить информацию о количестве зубьев, которые были прокручены вслед за отсутствующим зубом».

На основе этой «вводной» и предлагается выполнить несколько заданий, которые позволяют оценить, насколько глубоко усвоен материалы.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки – это датчик, который измеряет вращение и, следовательно, степень открытия дроссельной заслонки.


По сигналу датчика блок управления определяет, находится ли дроссельная заслонка в нужном положении и какое количество воздуха попал во впускной коллектор.


Положение датчика. Датчик устанавливается на оси дроссельной заслонки так, чтобы можно было измерять его вращение.


    Компоненты датчика. Датчик представляет собой потенциометр, в корпусе которого находятся различные компоненты. Когда корпус закрыт, пружина прижимает ползунок с помощью контактов, прикреплённым к резистивным дорожкам и проводникам.

Многие датчики положения дроссельной заслонки имеют двойную конструкцию. В зависимости от конструкции датчик имеет от 3 (одиночная версия) до 6 (двойная версия) подключений

.

Принцип работы



Когда дроссельная заслонка вращается, ползунок и прикреплённые к нему контакты тоже вращаются. И из-за этого на подключениях возникает другое сопротивление, и блок управления может определить положение дроссельной заслонки.

Наличие двух потенциометров в датчике положения заслонки служит для повышения точности измерения текущего положения заслонки, для точного распознавания блоком управления неисправностей датчика, а также для повышения надёжности узла заслонки.

Если заслонка не вращается, сопротивление на всех подключениях будет одинаковым.

Управление работой двигателя

Из-за того, что блок управления не может измерить сопротивление, он подаёт постоянное напряжение на резистивные дорожки через точки подключения А и В. Один из контактов ползунка подключается к контакту С. Через контакт С блок управления измеряет выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки.

Напряжение на контактах ползунка зависит от положения, в котором они касаются резистивных дорожек. При открытии дроссельной заслонки контакты перемещаются по резистивным дорожкам. Пока дроссельная заслонка закрыты, контакты находятся близко к отрицательному концу резистивной дорожки. В этом случае напряжение составляет приблизительно 0,5 В.

При дальнейшем открытии заслонки напряжение на контактах увеличивается. Когда дроссельная заслонка полностью открыта, напряжение составляет приблизительно 4,5В.



Неисправности

Соединения и разъёмы проводов могут быть повреждены. Кроме того, датчик положения дроссельной заслонки иногда выходит из строя из-за износа резистивных дорожек. В модуле предлагается несколько тестов для проверки знаний, которые помогут выявить неисправности.


Узкополосный кислородный датчик

Бензиновый двигатель сжигает смесь воздуха и бензина. Чтобы проверить соотношение «воздух-бензин» в этой смеси, измеряется концентрация кислорода в отработанных газах. Для этого блок управления использует кислородный датчик с подогревом.



Положение

Кислородный датчик с подогревом измеряет состав отработанных газов. Отработанные газы поступают в выхлопную трубу, поэтому там, как правило, и размещается кислородный датчик.


Если в двигателе имеется несколько выхлопных труб, то рядом с ними также устанавливают датчики кислорода. В современных автомобилях второй датчик кислорода располагается после каталитического нейтрализатора и проверяет его работу.



Ниже показан принцип работы узкополосного кислородно датчика. Разность напряжений можно измерить с помощью вольтмера.



Потенциометр

Потенциометр – переменный резистор. Потенциометр имеет прочную металлическую или пластиковую ручку, связанную с ползунком, которая позволяет отрегулировать сопровтивление, после чего происходит деление переменного напряжения. В условных знаках и обозначениях символом потенциометра является резистор с проходящей через него стрелкой.


 

Стрелка является третьим соединением и показывает, что потенциометр – это переменный резистор.

Потенциометры широко применяются в современных электронных устройствах. Когда речь идёт про автомобили, переменные резисторы можно найти в датчике положения дрюссельной заслонки и в датчике положения педали аксеператора.

Потенциометр включает электрические соединения, ось регулировки, дорожку переменного сопротивления, резистивную дорожку для переменного сопротивления
подвижной контакт (скользящий элемент), ползунок, корпус, потенциометр имеет две круглые дорожки: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дорожка выполнена из углеводорода, поэтому на ней возникает сопротивление. Внутренняя дорожка выполнена из высокопроводящего материала.

В зависимости от характера измерения сопротивления выделяются линейные и логарифмические потенциометры. В логарифмических потенциометрах значения сопротивления увеличивается с помощью логарифмической функции. В начале движения ползунка сопротивление изменяется быстро, а затем замедляется. 

А вы уже используете модули ELECTUDE для обучения и повышения квалификации автомобильных электриков и диагностов?


Конструкция датчика коленвала, проверка датчика

Современный автомобиль – это технически сложный комплекс, включающий в себя различные системы, узлы и агрегаты. Контроль их работоспособности осуществляется при помощи большого количества датчиков. Датчик положения коленвала, или датчик синхронизации, без преувеличения, относится к числу наиболее важных. Почему? За что отвечает датчик коленвала? Как следует из названия, датчик выдает информацию в ЭБУ (электронный блок управления) о положении коленчатого вала, то есть о положении поршней. Данная информация необходима для синхронизации работы топливной системы (форсунок) и системы зажигания. Очевидно, что нарушение работоспособности данного датчика немедленно сказывается на функционировании силового агрегата транспортного средства.

Для уверенной и грамотной эксплуатации автомобиля в целом, и датчика синхронизации в частности, автолюбителю рекомендуется изучить его устройство.

Конструкция датчика положения коленвала 

 

Несмотря на существование нескольких типов датчиков синхронизации (магнитные, оптические, датчики Холла и т.д.), в основу их конструктивного исполнения положен так называемый «электромагнитный эффект», заключающийся в формировании сигнала при отсутствии непосредственного контакта с коленчатым валом. Рассмотрим устройство данного элемента на примере индукционного (магнитного) датчика, как наиболее применяемого в оснащении отечественных автомобилей.  Основными элементами датчика являются: сердечник (поз.7), магнит (поз.3) и привод (поз.5). Вокруг сердечника расположены обмотки (поз.1), а магнит фиксируется при помощи уплотнителя (поз.4). Все вышеуказанные элементы размещаются в корпусе (поз.2), который устанавливается посредством кронштейна (поз.6) на определенном расстоянии (1,0 + 0,41 миллиметра) от диска синхронизации (поз.8).

Принцип действия датчика синхронизации довольно прост и основан на считывании информации с зубчатого или цельнометаллического шкива в момент прохождения мимо датчика пропущенного зуба.

Проверка датчика положения коленвала 

В каких случаях производится проверка работоспособности датчика синхронизации. Как уже говорилось выше, поломка этого элемента приводит к остановке или невозможности пуска силового агрегата автомобиля. Сбои в  работе датчика вызывают нарушение синхронизации, или смещение фаз впрыска и зажигания относительно друг друга. Именно поэтому, специалисты рекомендуют периодически (особенно, перед поездками на большие расстояния) проверять работоспособность датчика коленвала.

Кроме того, рассмотрим основные признаки, являющиеся индикатором нарушения работоспособности данного датчика:

 

  • существенное снижение мощности силового агрегата без видимых причин;

  • нестабильность («плавание») оборотов двигателя в режиме «холостого хода»;

  • самопроизвольное повышение (снижение) оборотов силовой установки;

  • возникновение детонации при разгоне или в режиме повышенной нагрузки.

  • затрудненный пуск силового агрегата. 

  • «провалы» в работе двигателя в режиме разгона автомобиля. 

А теперь перейдем непосредственно к выполнению проверочных мероприятий. Проверка датчика коленвала предусматривает наличие таких приборов, как мультиметр и осциллограф. В зависимости от типа датчика синхронизации используется определенная методика проверки:

 

  • Испытание датчиков Холла проводится методом измерения сопротивления обмотки. При появлении рядом с датчиком в момент замера металлического предмета величина сопротивления изменяется. Это свидетельствует об исправности датчика.

  • Датчик индукционного типа тестируется при помощи замера электродвижущей силы (ЭДС). Для выполнения такого измерения мультиметр переключается в режим «постоянного напряжения, мкВ».  

Автолюбитель, выполняющий тестирование датчика синхронизации, должен понимать, что методики, описанные выше, обеспечивают довольно грубую диагностику, то есть максимально эффективны в том случае, когда существуют достаточно серьезные проблемы с пуском автомобильного двигателя. В других случаях (рост или падение мощности, детонация  и т.д.) применяется иной способ, предполагающий использование осциллографа. Перебои в работе датчика положения коленчатого вала четко отображаются на линии, создаваемой на экране осциллографа. Специалисты рекомендуют производить проверку при различных режимах работы двигателя. 

В заключение напомним несколько моментов, соблюдение которых существенно влияет на работоспособность датчика синхронизации:

  • Сохранение расстояния между шкивом и сердечником порядка 1,0 миллиметра.

  • Чистота самого датчика и особенно его контактов. 

признаки неисправности и способы проверки

Коленчатый вал ДВС отвечает за преобразование возвратно-поступательных движений поршневой системы во вращательные. Датчик положения коленвала (ДПК) необходим для синхронной работы системы топливного впрыска и стартера двигателя. Электронный прибор сигнализирует о неисправностях в механизме подачи топлива двигателя и системе зажигания.

Содержание статьи:


Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе

ДПК является электромагнитным элементом, отвечающим за синхронизацию механизма запуска ДВС и топливных форсунок.

Основные функции датчика:

  • Информация для ЭБУ двигателя. Данные ДПК об угле поворота, частоте и направлении вращения КВ передаются на блок управления (ЭБУ). Сигнал, переданный с ДПК на ЭБУ, позволяет точно определить объем впрыска топлива и запустить зажигание;
  • Расчет среднего числа оборотов ДВС — данные передаются в электронную систему управления мотором и могут выводиться на цифровое табло на приборной панели;
  • Определение ускорения подкрутки КВ после зажигания топливной смеси в каждом цилиндре. Когда смесь загорается, давление газов повышается, под его воздействием КВ разгоняется, а переходя к следующему цилиндру снова замедляется. Таким образом, по ускорению подкрутки, ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра по отдельности и выравнивает их скорость, тем самым изменяя длительность топливного впрыска для каждой форсунки;
  • Диагностика синхронизации КВ и распредвала (РВ) путем сравнения сигналов, поступающих с двух датчиков: ДПК и ДПРВ.

Чтобы понять, где находится ДПК, необходимо разобраться в классификации датчиков и знать, как они выглядят, так как в зависимости от типа датчика — его местоположение в ДВС может отличаться.

Статья по теме: Почему горит лампа давления масла на холостом ходу и что надо делать

ДПК бывают трех типов:

  1. Индуктивные (электромагнитные). Принцип действия: магнитом продуцируется магнитное поле, которое меняется задающим диском в момент прохождения зуба синхронности через него, в результате возникает импульс, который преобразуется в сигнал, передаваемый в БЭУ для обработки.
  2. Использующие эффект Холла (цифровые). Конструкция — полупроводник, принцип работы: диск синхронности, попадая в переменное магнитное поле, вступает с ним во взаимодействие и формирует сигнал, поступающий в БЭУ для расшифровки.
  3. Оптические. В основу работы таких датчиков положен принцип перебивки свето-потока, идущего от светодиода на диск синхронности, в котором сделаны специальные отверстия. Когда диск вращается, поступающий на него свет перебивается, формируя импульс, поступающий в блок управления.

Обычно ДПК устанавливается рядом со шкивом коленвала в спец-кронштейне. На диске маховика коленчатого привода насчитывается 58 зубьев, которые размещены в промежутках по 60 мм между каждым. Промежуток, где нет 2-х зубьев, создает электро-импульс синхронности оборотов КВ, который далее преобразуется и передается в ЭБУ.

Обратите внимание, что ДПК внешне мало чем отличается от того же ДПРВ. Единственное существенное отличие, по которому можно найти и определить индикаторное устройство КВ — это идущий от него длинный провод (около 70 см).

Признаки неполадок датчика

Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.

ДВС не запускается

После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;

Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;

Снижение мощности автомобиля

Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.

Это надо знать: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Есть несколько способов диагностирования неполадок ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка при помощи измерительного прибора — мультиметра

Подключив его к вызывающему подозрения в исправности датчику нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель равный от 560 до 745 Ом, но лучше прочитать «мануал» конкретной марки автомобиля, так как для разных моделей значения нормы могут отличаться.

Обратите внимание, что для того чтобы провести измерение сопротивления — датчик нужно снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме что и с мультиметром. Осциллограмма проверки отображает  любой дефект в работе датчика. Измерительный прибор подключается к снятому ДПК и производится диагностика.

В первую очередь следует обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует нормативам, заявленным в паспорте авто (обычно 5 или 12 В), значит ДПК сломан, и подлежит замене.

Тестирование значения индуктивности

Это комплексный и точный метод определения неполадок ДПК, но наиболее сложный. Для замера индуктивности помимо мультиметра, понадобятся дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегаомметр.

В этом случае производится комплексный замер всех электронных характеристик датчика: сопротивление, напряжение, индуктивность. Все результаты сопоставляются с нормой и анализируются в комплексе, на основании чего делается вывод о работоспособности устройства.

В заключение, стоит отметить, что езда на авто с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасна, так как может привести к выходу из строя мотора в самый неподходящий момент.

Датчик коленвала: признаки неисправности

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания – элемент КШМ, который служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное. На инжекторных автомобилях с ЭСУД используется так называемый датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, датчик синхронизации, датчик коленвала, датчик ВМТ, иногда в быту называется датчик фаз), который необходим для точной синхронизации работы системы зажигания и системы питания.

Как известно, система электронного управления двигателем имеет большое количество различных элементов. Если возникает неисправность какого-либо звена, ЭБУ переводит мотор в аварийный режим, двигатель может троить, плохо заводиться, на приборной панели загорается «чек» и т.д. При этом агрегат все равно будет работать, пусть и неустойчиво, если в него подается воздух, топливо и есть искра на свечах зажигания. Особенностью ДПКВ можно считать то, что неисправности или сбои в его работе обычно приводят к остановке двигателя. Далее мы рассмотрим, какие признаки неисправности датчика коленвала свидетельствуют о проблемах с указанным элементом.

Содержание статьи

Функции датчика коленчатого вала

Как уже было сказано, одним из явных признаков неполадок ДПКВ является полная остановка двигателя. Так получается в результате того, что сбои в его работе не позволяют системе питания своевременно подавать горючее, а система зажигания не способна в заданный момент поджечь топливно-воздушную смесь. Теперь рассмотрим, почему так происходит.

Датчик коленвала посылает сигналы в ЭБУ, сигнализируя о положении коленчатого вала в определенный момент, а также сообщает о направлении вращения вала и указывает частоту вращения. Отметим, что на разных автомобилях как само устройство, так и некоторые функции ДПКВ могут отличаться. Это зависит от типа установленного элемента. Устройства могут быть:

Электронный блок управления получает сигналы от указанного устройства, благодаря чему контроллер «знает» положение коленчатого вала по отношению к ВМТ в первом и четвертом цилиндре, а также фиксирует частоту и направление вращения вала.  На основе этих данных блок формирует сигналы для управления моментом зажигания, создает управляющие импульсы для инжекторных форсунок, управляет работой топливного насоса и т.д.

Датчик положения коленвала: признаки неисправности и проверка ДПКВ

В том случае, если причиной неполадок является датчик коленвала, признаки неисправности могут быть следующими:

  • холодный или прогретый двигатель не заводится;
  • во время работы под нагрузкой возникает детонация;
  • плавают обороты холостого хода;
  • снижается мощность двигателя, пропадает динамика;
  • скачут обороты во время движения, произвольно меняются обороты и т.д.

Необходимо учитывать, что указанные симптомы могут появляться и в результате других неисправностей. По этой причине перед началом манипуляций с ДПКВ следует исключить другие возможные неполадки. Еще следует добавить, что сбои в работе датчика коленвала могут возникать не постоянно. Другими словами, неустойчивая работа ДВС или проблемы с запуском могут проявляться не всегда, хотя «чек» загорается. В этакой ситуации рекомендуется произвести компьютерную диагностику двигателя автомобиля для более точного определения причины.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что показывает компьютерная диагностика двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как проводится указанная диагностика, что дает проверка и сканирование ошибок, а также как самому выполнить компьютерную диагностику автомобиля.

Также можно проверить датчик положения коленвала самостоятельно. Для такой проверки существует несколько доступных способов, которые позволяют с относительной точностью определить работоспособность элемента. Устройство заключено в пластиковый корпус, который обычно крепится на кронштейне в месте расположения шкива привода генератора.  Также к элементу может быть подключен провод, который имеет большую длину. Использование такого провода обусловлено тем, что место установки ДПКВ является достаточно удаленным.

Отметим, что сам по себе датчик коленчатого вала выходит из строя редко. Чаще причиной является механическое повреждение во время осуществления работ в подкапотном пространстве, а также попадание посторонних предметов в пространство между датчиком и зубчатым шкивом.

Если визуальный осмотр ничего не выявил, тогда датчик синхронизации понадобится снять, после чего можно переходить к проверке. Элемент следует осмотреть повторно, что помогает определить повреждения корпуса, сердечника, контактной колодки. Следует добавить, что достаточно часто после простой очистки контактов и сердечников от грязи ДПКВ начинает нормально работать.

В том случае, когда видимых дефектов не было замечено, следует перейти к диагностике датчика при помощи мультиметра. Устройство переводят в режим омметра для замера сопротивления на обмотке ДПКВ. В норме показания должны составлять 550-750 Ом. Также существует способ, при помощи которого фиксируется индуктивность датчика синхронизации, но такая диагностика сложнее для реализации в гаражных условиях и требует дополнительного оборудования (вольтметр, сетевой трансформатор).

Следует отметить, что одним из быстрых способов проверки является установка заведомо исправного или нового датчика синхронизации. Если двигатель заводится и нормально работает после замены, тогда причина очевидна. Еще нужно учитывать, что во время установки датчика коленчатого вала следует правильно выставлять зазор, который присутствует между зубчатым шкивом и ДПКВ. Квалифицированная установка датчика предполагает то, что зазор между сердечником датчика и диском синхронизации составляет 0.5 – 1.5 мм. Регулировка указанного зазора возможна путем установки дополнительных шайб в месте расположения посадочного гнезда датчика коленчатого вала.

Подведем итог

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что датчик коленвала является одним из самых важных элементов в общей схеме электронного управления силовым агрегатом. Выход из строя ДПКВ приведет к полной остановке двигателя, сбои в его работе сильно осложняют эксплуатацию ТС или делают езду на автомобиле практически невозможной.

По этой причине рекомендуется иметь запасной датчик коленвала в автомобилях, на которых владельцы регулярно преодолевают значительные расстояния по трассе. Также нужно добавить, что стоимость датчика коленвала для большинства отечественных и иностранных авто является вполне доступной.

Что касается проверки и замены, в самом начале следует убедиться, что в зазоре между датчиком и диском синхронизации нет посторонних предметов, а также сам зазор находится в допустимых рамках. Параллельно следует учитывать и то, что устройство может быть исправным и работоспособным, а причиной сбоев является грязь на сердечнике ДПКВ.

Читайте также

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленвала — единственный датчик, при поломке которого двигатель точно не заведется

Двигатель

Датчик положения коленвала обеспечивает блок управления информацией о том, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.

Виды датчиков положения коленвала

Магнитный датчик

В основе действия магнитных или магниторезистивных датчиков лежит принцип изменения чувствительного элемента под воздействием внешнего магнитного поля. Датчик реагирует при прохождении вблизи чувствительного элемента северного или южного полюса постоянного магнита. Когда в поле действия чувствительного элемента проходит северный полюс магнита, он включается и остается во включенном состоянии до тех пор, пока мимо не пройдет южный полюс. Тогда контакты выключателя размыкаются до следующего прохода противоположного полюса. Блок управления двигателелем интерпретирует этот появляющийся и исчезающий сигнал как указание на разное положение коленчатого вала. Для управления чувствительным элементом на коленчатый вал, вблизи которого установлен магнитный датчик, надевают кольцо из специального ферромагнитного материала.

В основе принципа работы датчика положения коленвала, как и в работе многих других автомобильных датчиков, используются различные феноменальные свойства материалов, открытые физиками

Датчик Холла

Эффект Холла — возникновения так называемого холловского напряжения при помещении проводника с постоянным током в магнитное поле. В случае с датчиком положения коленвала встроенный в него проводник с постоянным током помещен рядом с зубчатым кольцом из ферромагнитного материала, укрепленном на торце коленвала. Интерпретация сигнала блоком управления двигателем основана на понижении и повышении напряжения тока, исходящего от датчика, в моменты сближения и удаления от зубьев кольца.

Вне зависимости от конструкции датчик положения коленчатого вала двигателя обеспечивает формирование импульсных сигналов. Они необходимы для определения текущего цикла (сжатия, рабочего и тп), момента открытия форсунок и управления углом опережения зажигания.

Чем ДПКВ отличается от ВМТ?

В руководствах по ремонту и эксплуатации автомобилей различных марок можно встретить различные названия датчика детонации. К примеру, это может быть ДПКВ (датчик положения коленчатого вала) или датчик ВМТ (датчик верхней мертвой точки). Вне зависимости от названия, речь идет об одном и том же электрическом приборе, относящемся к категории импульсных или магнитных датчиков и осуществляющем слежение за положением коленвала.

Особенности эксплуатации датчика положения коленвала

Ввиду того, что датчик положения коленвала относится к бесконтактным электрическим приборам, выход его из строя происходит нечасто. Как правило, это случается из-за деградации чувствительного элемента под воздействием химически активных веществ (масла, соли, реагентов, токсичных газов и тп), либо по причине возникновения короткого замыкания в бортовой сети автомобиля.

Датчик не имеет механических подвижных частей, поэтому из строя выходит достаточно редко. Чаще всего в его отказе виновата разрушенная коррозией проводка

Сам по себе датчик положения коленвала «барахлить», то есть работать с переменным успехом не может. Если он выходит из строя, этот процесс необратим, и заново «включиться» он не может.

Гораздо более распространенный случай – постепенная частичная деградация проводки датчика под воздействием вышеперечисленных негативных факторов (реагент, соль и тп). В любом случае, характер неисправности лучше всего выяснять в процессе диагностики специальным диагностическим сканером, который должен быть в любом автосервисе.

При сбое в работе датчика на приборной панели современного автомобиля загорится сигнализатор «check engine». Если после диагностики выяснилось, что дело не в проводке, а в самом датчике, необходимо его заменить. 

Можно ли заменить ДПКВ самостоятельно?

Датчик всегда крепится к картеру двигателя, к нижней его части, как правило, при помощи одного или двух болтов. Прежде чем заменить его, необходимо снять с задней части датчика разъем. Затем вывернуть болты, вынуть испорченный датчик, установить новый в том же положении (как правило, в другом положении установить его просто не получится), закрепить болтами и вернуть на место разъем.

После замены бывает необходимо стереть ошибку из памяти блока управления, чтобы погасить сигнализатор «check engine». Для этого к блоку нужно буде подключить диагностический сканер.

Как они работают — Denso

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала прикреплен к блоку двигателя напротив ротора газораспределительного механизма на коленчатом валу двигателя.

Датчик обнаруживает сигналы, используемые ЭБУ двигателя для расчета положения коленчатого вала и частоты вращения двигателя.

Есть 2 типа датчиков положения коленчатого вала. Тип MPU объясняется здесь как ссылка.

34 зубца расположены через каждые 10 ° угла поворота (CA), плюс два отсутствующих зуба для определения верхней мертвой точки (ВМТ) установлены вокруг внешнего диаметра ротора привода ГРМ.Следовательно, на каждый оборот коленчатого вала датчик выводит 34 волны переменного тока. Эти волны переменного тока преобразуются в прямоугольные формы с помощью схемы формирования формы сигнала внутри ЭБУ двигателя и используются для расчета положения коленчатого вала, ВМТ и частоты вращения двигателя.

Датчик положения распределительного вала

Датчик положения распределительного вала определяет вращение распределительного вала и установлен рядом с головкой блока цилиндров, так что датчик находится напротив ротора газораспределения, прикрепленного к распределительному валу двигателя.

ЭБУ двигателя определяет угол распредвала и выполняет распознавание цилиндров на основе сигналов, обнаруженных датчиком положения распределительного вала.

Существует 2 типа датчиков положения распределительного вала. Тип MRE объясняется здесь в качестве справки.

Из-за вращения ротора синхронизации направление магнитного поля (магнитного вектора), излучаемого из магнита датчика, изменяется в соответствии с положением зубца обнаружения в течение времени, когда зубец обнаружения, прикрепленный к ротору синхронизации, приближается, а затем перемещается от положения распределительного вала датчик.В результате изменяется и значение сопротивления MRE. Напряжение от ЭБУ двигателя подается на датчик положения распределительного вала, и изменение значения сопротивления MRE выводится как изменение напряжения. Формы сигналов на выходных сигналах двух MRE дифференциально усиливаются и формируются в прямоугольную форму сигнала с помощью схемы усиления / формирования формы сигнала внутри датчика. Затем выходные сигналы MRE отправляются в ЭБУ двигателя.

как это работает, симптомы, проблемы, тестирование

Обновлено 4 декабря 2018 г.

Ford Датчик положения коленчатого вала (CKP)

Датчик положения коленчатого вала измеряет скорость вращения (об / мин) и точное положение коленчатого вала двигателя.Без датчика положения коленчатого вала двигатель не запускался.

В некоторых автомобилях датчик устанавливается рядом с главным шкивом (балансиром), как у этого Форда на фото. В других автомобилях датчик мог быть установлен на картере коробки передач или в блоке цилиндров двигателя, как на фото ниже. В технической литературе датчик положения коленчатого вала сокращенно обозначается CKP.

Как работает датчик положения коленчатого вала

В этом двигателе GM датчик положения коленчатого вала
установлен на блоке цилиндров

Датчик положения коленчатого вала расположен так, чтобы зубцы на реактивном кольце, прикрепленном к коленчатому валу, проходили близко к наконечнику датчика.В реакционном кольце отсутствует один или несколько зубцов, чтобы компьютер двигателя (PCM) мог определить точку отсчета для положения коленчатого вала.

При вращении коленчатого вала датчик вырабатывает импульсный сигнал напряжения, каждый из которых соответствует зубцу на кольце реактора. На фото ниже показан реальный сигнал датчика положения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу. В этом транспортном средстве кольцо реактора выполнено с двумя отсутствующими зубьями, как вы можете заметить на графике.

PCM использует сигнал датчика положения коленчатого вала, чтобы определить, в какое время производить искру и в каком цилиндре.Сигнал положения коленчатого вала также используется для отслеживания пропусков зажигания в каком-либо из цилиндров.

Сигнал датчика положения коленчатого вала на экране осциллографа.

Если сигнал с датчика отсутствует, искры не будет и топливные форсунки не будут работать.

Двумя наиболее распространенными типами являются магнитные датчики со считывающей катушкой, которые вырабатывают напряжение переменного тока, и датчики на эффекте Холла, которые вырабатывают цифровой прямоугольный сигнал, как на фотографии выше.В современных автомобилях используются датчики Холла. Датчик типа измерительной катушки имеет двухконтактный разъем. Датчик Холл-эффект имеет три-контактный разъем (опорное напряжение, заземление и сигнал).

Реклама — Продолжите чтение ниже.

Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала

Неисправный датчик может вызвать периодические проблемы: автомобиль может случайно остановиться или заглохнуть, но затем без проблем перезапустится. У двигателя могут быть проблемы с запуском в сырую погоду, но после этого двигатель запускается нормально.Иногда вы можете увидеть, как датчик оборотов работает нестабильно. В некоторых случаях неисправный датчик может вызвать длительное время проворачивания перед запуском двигателя. Если датчик неисправен, двигатель запустится, но не запустится. Подробнее: Почему двигатель заводится, но не заводится: общие проблемы.

Неисправности датчика положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала

Наиболее распространенный код OBDII, связанный с датчиком положения коленчатого вала, — это P0335 — Датчик положения коленчатого вала «A», цепь .В некоторых автомобилях (например, Mercedes-Benz, Nissan, Chevy, Hyundai, Kia) этот код часто вызывается неисправностью самого датчика, хотя могут быть и другие причины, такие как проблемы с проводкой или разъемом, поврежденное кольцо реактора и т. Д.

В некоторых автомобилях периодическая остановка двигателя также может быть вызвана проблемой с проводку датчика положения коленчатого вала. Например, если провода датчика не закреплены должным образом, они могут задеть какую-нибудь металлическую деталь и закоротить, что может вызвать периодический останов.

В бюллетене Chrysler 09-004-07 описана проблема с некоторыми моделями Jeep и Chrysler 2005-2007 годов, когда отказавший датчик положения коленчатого вала может вызвать проблемы с запуском. Датчик необходимо будет заменить на обновленную деталь, чтобы устранить проблему.

Другой бюллетень Chrysler 18-024-10 для некоторых автомобилей Chrysler, Dodge и Jeep 2008-2010 годов упоминает проблему, при которой код P0339 — Неустойчивый датчик положения коленчатого вала может быть вызван неправильным зазором или плохой гибкой пластиной.

Отказы датчика положения коленчатого вала были обычным явлением в некоторых автомобилях GM 90-х годов. Одним из симптомов было заглохание при горячем двигателе. Замена датчика положения коленвала обычно решала проблему.

Как проверяется датчик положения коленчатого вала

Сопротивление этого положения коленчатого вала датчик от
Ford Escape 2008 г. измеряет при 285,6 Ом,
, что находится в пределах спецификации

Каждый раз, когда есть подозрение, что проблема может быть вызвана датчиком положения коленчатого вала или если имеется соответствующий код неисправности, датчик необходимо визуально осмотреть на предмет трещин, ослабленных или корродированных контактов разъема или других очевидных повреждений.Правильный зазор между наконечником датчика и кольцом реактора также очень важен.

Правильную процедуру тестирования можно найти в руководстве по обслуживанию. Мы разместили несколько ссылок, по которым вы можете получить доступ к руководству по обслуживанию за абонентскую плату, внизу этой статьи.

Для датчиков типа считывающих катушек процедура тестирования включает проверку сопротивления. Например, для Ford Escape 2008 года сопротивление датчика положения коленчатого вала (CKP) должно быть в пределах 250–1000 Ом, согласно Autozone.Мы измерили сопротивление 285,6 Ом (на фото), что соответствует техническим характеристикам. Если сопротивление ниже или выше указанного, датчик необходимо заменить.

Для датчиков Холла-типа, опорное напряжение (обычно +5 В) и сигнал заземления должно быть испытаны. Самый точный способ проверить датчик положения коленчатого вала — это проверить сигнал датчика с помощью осциллографа.

Иногда датчик может иметь периодическую неисправность, отсутствующую во время тестирования.В этом случае может помочь проверка бюллетеней технического обслуживания (TSB) и исследование общих проблем. Датчик положения коленчатого вала можно проверить с помощью диагностического прибора. Сканирующие приборы покажут сигнал датчика как «Обороты двигателя» или «Обороты двигателя». Когда это может быть полезно? Если автомобиль периодически глохнет, отслеживание сигнала датчика может дать ответ: если сигнал датчика внезапно падает до нуля, а затем возвращается, это означает, что проблема либо внутри датчика, либо с проводкой или разъемом датчика.

Если датчик работает правильно, сигнал об / мин должен постепенно снижаться или повышаться. как на этом фото. Мы протестировали датчик положения коленчатого вала в этом автомобиле с помощью приложения OBDII «Torque» на мобильном телефоне.

Замена датчика коленвала

Замена датчика положения коленвала стоит не очень дорого. Деталь стоит от 35 до 115 долларов плюс 55-130 долларов за рабочую силу. Лучше всего использовать OEM-деталь. В большинстве автомобилей его довольно легко заменить, хотя иногда датчик бывает трудно снять из-за коррозии.Смотрите эти видео на YouTube для получения дополнительной информации. При замене датчика положения коленчатого вала важно проверить надлежащий зазор между датчиком и зубьями кольца реактора.

Датчик положения коленчатого вала (CKP)

Общее описание
CKP — датчик, без которого работа системы впрыска топлива невозможна. Неисправности в CKP неминуемо приводят к выходу из строя двигателя, и машина перестает работать. Датчик положения коленчатого вала (CKP) — электромагнитный датчик, с помощью которого система впрыска топлива осуществляет синхронизацию работы топливных форсунок и системы зажигания.Датчик СКР передает сигнал о частоте вращения и положении коленчатого вала на бортовой контроллер. Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся импульсов электрического напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала. На основе этих импульсов бортовой контроллер управляет топливными форсунками и системой зажигания.

Внешний вид
Типовой датчик СКР показан на рис.1.


Фиг.1

Принцип работы зубчатого колеса коленчатого вала — пара датчиков CKP
CKP размещается на консоли к зубчатому колесу коленчатого вала.

Рис.2 Рис.3


Воздушный зазор расположен между датчиком и зубчатым колесом. Этот зазор должен составлять примерно 1 мм ± 0,4 мм и достигается подбором соответствующих шайб (рис. 2 и рис. 3).
Зубчатое колесо коленчатого вала изготавливается в виде специального диска, который обычно имеет 58 зубьев на каждые 6 градусов. Два отсутствующих зубца используются для генерации импульса синхронизации (рис. 2 и рис. 3). Вращение коленчатого вала приводит к изменению магнитного поля датчика и возникновению импульсов напряжения.Благодаря синхронизации импульсов от датчика CKP, бортовой контроллер определяет положение и скорость коленчатого вала и вычисляет точный момент срабатывания топливных форсунок и точный момент образования искры. Начало 20-го зуба (после отсутствующих) зубчатого колеса совпадает с верхней мертвой точкой (ВМТ) первого и четвертого цилиндра.
Зубчатое колесо может быть литым, неметаллическим или демпферным (с резиновой изоляцией). За время эксплуатации автомобиля износа неметаллических зубчатых колес не наблюдалось.Единственное, за чем следует следить — не допускать попадания мелких частиц и грязи между зубами. Если зубчатое колесо с демпфером, его состояние следует контролировать на предмет повреждения демпфера, поскольку это может привести к проблемам с двигателем. При ремонте следует соблюдать осторожность, чтобы не допустить деформации зубчатого колеса, поскольку это может привести к поломке двигателя. Визуально осмотреть зубчатое колесо можно со стороны правого переднего колеса, как показано на рис. 4.


Фиг.4

Используемые типы датчиков
СКР делятся на два типа:

  • Индуктивная
  • Эффект датчика Холла

В индуктивных чувствительный элемент имеет намагничивающий сердечник и обмотку из медного проводника, установленную на изолированной катушке.

Датчики Холла используют «эффект Холла», выражая воздействие магнитного поля на полупроводниковый датчик.

Типичные признаки неисправности CKP и зубчатого колеса коленчатого вала
В случае отказа CKP или зубчатого колеса коленчатого вала бортовой контроллер регистрирует событие неисправности и включает контрольную лампу «CHECK ENGINE». К неисправностям этих элементов можно отнести следующие симптомы:

  • неустойчивый холостой ход
  • самопроизвольное увеличение и уменьшение оборотов двигателя;
  • остановка двигателя;
  • двигатель не заводится;
  • плохая работа двигателя;
  • стук при разгоне;
  • Пропуски зажигания в двигателе.

На рис.5 и рис.6 показано зубчатое колесо коленчатого вала с поврежденным демпфером. Этот сбой делает невозможной правильную синхронизацию фаз впрыска и зажигания, так как внутренняя часть смещена на зубчатое колесо и, следовательно, фазы впрыска и зажигания смещены друг к другу.


Рис.5 Рис.6

Порядок проверки состояния CKP

  1. Выполните внешний визуальный осмотр CKP и зубчатого колеса коленчатого вала.
  2. Проверить жгут CKP на предмет коррозии и повреждений.
  3. Убедитесь, что штифты ремня надежно закреплены на своих местах и ​​есть хороший электрический контакт.
  4. Убедитесь, что воздушный зазор между зубчатым колесом и датчиком CKP находится в допустимых пределах.
  5. Отсоедините жгут датчика.
  6. Измерить омметром активное сопротивление между выводами CKP. Проверьте базу данных, каким должно быть значение измеренного сопротивления датчика для соответствующей марки и модели автомобиля.Если показание показывает чрезвычайно высокое сопротивление, это означает, что в датчике есть разрыв цепи. Нулевое или близкое к нулю показание означает короткое замыкание в катушке.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Независимо от того, находится ли измеренное сопротивление в допустимых пределах, это не может служить доказательством того, что CKP сможет выдавать правильный сигнал.

Проверьте экранированный кабель CKP:

  • CKP может иметь экранированный кабель (не во всех случаях). Снимите муфту ремня безопасности.
  • Подключите один из щупов омметра к одному из выводов СКР (1 или 2).
  • Подключите другой зонд к клемме, соответствующей экрану. Показание должно иметь тенденцию к бесконечному сопротивлению.
  • Вытащите щуп из клеммы экрана и подключите его к земле. Чтение должно стремиться к бесконечности.
    Примечание. В некоторых системах экранированный кабель CKP подключается к кабелю обратной связи CKP, заземленному. В этом случае омметр покажет короткое замыкание, что будет нормальным для данной системы . Изучите электрическую схему системы, которую вы тестируете, чтобы определить, как именно подключен CKP.
  • Вставьте разъем датчика.

Измерения осциллографа
Датчик индуктивного типа
Подключите активный конец измерительного щупа к одному из выводов CKP, а другой конец — к земле. Вы увидите картинку как на рис. 7 — при проворачивании двигателя и на рис. 8 — при работе двигателя на холостом ходу.


Фиг.7

Фиг.8

Обратите внимание на амплитуду электрических импульсов при запуске двигателя и на холостом ходу.В первом случае амплитуда сигнала будет значительно ниже.
Таким образом можно определить работоспособность CKP, а также износ зубчатого колеса коленчатого вала. Пример износа зубчатого колеса показан на рис. 10. Рис.11 показывает высокий износ. В этом случае необходимо заменить зубчатое колесо коленчатого вала.



Фиг.10

Фиг.11

ПРИМЕЧАНИЕ: CKP — полярный датчик, и замена сигнальных клемм «Плюс» и «Минус» эквивалентна неисправности.
Датчик Холла
Картина, которую вы должны наблюдать в этом случае, выглядит следующим образом (рис.12).


Фиг.12

Продолжительный импульс отмечает импульс синхронизации, а каждый другой показывает зуб, проходящий мимо датчика.

Как работает датчик положения коленчатого вала и где его найти

Для чего нужен датчик положения коленчатого вала?

Датчик положения коленчатого вала (датчик CKP или CPS) — один из нескольких датчиков, обеспечивающих бесперебойную работу двигателя. Он измеряет положение коленчатого вала (для которого его иногда называют датчиком угла поворота коленчатого вала или CAS), а также скорость вращения коленчатого вала (для чего его иногда называют датчиком скорости двигателя, ESS или датчиком оборотов). .Датчик положения коленчатого вала передает эту информацию на бортовой компьютер автомобиля, блок управления двигателем (ЭБУ). ЭБУ использует эту информацию вместе с данными других датчиков для управления такими системами, как угол опережения зажигания и впрыск топлива. Благодаря этому все части двигателя синхронизируются и работают согласованно. Датчик положения коленчатого вала необходим для бесперебойной работы двигателя.


Как работает датчик кривошипа

Существуют разные настройки датчиков коленчатого вала, но они, как правило, работают на принципах магнетизма.Многие датчики положения коленчатого вала представляют собой электронные датчики, известные как датчики на эффекте Холла. Датчик на эффекте Холла вырабатывает электричество, когда он подвергается воздействию магнитного поля. В датчике положения коленчатого вала зубчатое колесо, вращаясь вместе с коленчатым валом, нарушает магнитное поле. Это создает последовательность включений и выключений в датчике Холла, которую ЭБУ может интерпретировать как частоту вращения коленчатого вала. Чем быстрее включается и выключается датчик, тем быстрее крутится коленчатый вал.

В то время как эти датчики на эффекте Холла выдают цифровой сигнал, некоторые датчики положения коленчатого вала выдают аналоговый сигнал.Однако они все еще действуют на магнетизме. Датчик вырабатывает электрическое напряжение на основе колебаний магнитного поля. Колебания вызваны перемещением металлических штифтов коленчатого вала. Более быстрое вращение означает больше колебаний и больше напряжения. ЭБУ может преобразовывать это напряжение в частоту вращения коленчатого вала.

В любом случае элементы синхронизации, штифты или зубья колеса должны быть расположены равномерно, чтобы точно измерить скорость. Однако обычно есть зазор, который соответствует, когда один поршень находится в верхней мертвой точке.Этот зазор позволяет датчику определять не только скорость вращения коленчатого вала, но и его положение.

Где находится датчик положения коленчатого вала?

Расположение датчика положения коленчатого вала может варьироваться от автомобиля к автомобилю. Очевидно, он должен быть близко к коленчатому валу, поэтому чаще всего он находится на передней нижней части двигателя. Обычно его можно найти прикрепленным к крышке привода ГРМ. Иногда он может быть установлен сзади или сбоку от двигателя.Иногда датчик положения коленчатого вала измеряет частоту вращения маховика сцепления, чтобы определить частоту вращения коленчатого вала. В этих случаях датчик устанавливается на раструб трансмиссии.

Как и большинство деталей, датчики положения коленчатого вала со временем могут выйти из строя по разным причинам. Чтобы узнать больше об этих причинах, ознакомьтесь с этой статьей о том, почему датчики положения коленчатого вала выходят из строя, от экспертов 1A Auto!

Просмотрите другие статьи о датчиках положения коленчатого вала:

Лаборатория автомобильной электроники Clemson: датчики положения коленчатого / распределительного вала

Датчики положения коленчатого вала и распределительного вала, датчики частоты вращения двигателя

Базовое описание

Датчики положения коленвала или распределительного вала и датчики частоты вращения двигателя — аналогичные устройства, которые работают на основе обнаружения и подсчета импульсов.Основные компоненты этих датчиков включают зубчатый диск, установленный на валу, стационарный детектор и электронную схему (Рис. 1). На диске есть зубцы или следы, равномерно распределенные по окружности. Когда вал вращается, зубцы или следы проходят мимо стационарного детектора и генерируют серию электрических импульсов. Частота этих импульсов определяется и преобразуется в соответствующую скорость вращения вала. Относительное угловое положение может быть получено путем подсчета количества импульсов.Дополнительные референтные маркеры необходимы для определения абсолютного положения коленчатого вала или распределительного вала. Датчик положения коленчатого вала обычно устанавливается в картере над зубчатым колесом коленчатого вала. Датчик положения распределительного вала обычно устанавливается на одной линии с зубчатым колесом на конце распределительного вала. Обычно он спрятан под крышкой цепи привода ГРМ на передней части двигателя. Некоторые датчики имеют два набора дисков с постоянным фазовым сдвигом для определения направления вращательного движения.

Как правило, существует четыре типа датчиков положения коленчатого или распределительного вала: магнитные считывающие катушки, датчики на эффекте Холла, датчики с магниторезистивным элементом (MRE) и оптические датчики. Первые три используют металлические зубья колеса для генерации серии электрических импульсов, основанных на изменениях магнитного поля, когда зубцы приближаются к датчику. В оптических датчиках положения используется источник света на светодиодах (LED) и фотодиод для обнаружения оптических меток на валу или пазах в диске, когда они проходят мимо детектора.Оптические датчики обладают хорошей степенью точности и подходят как для высокоскоростных, так и для низкоскоростных приложений, но оптические компоненты и диск должны содержаться в чистоте для обеспечения точных показаний.

Производителей
Bosch, BWD, Continental, Delphi, Denso, Duralast, Methode Electronics, NAPA Echlin, Standard, Tamagawa Seiki
Для получения дополнительной информации
[1] Датчик положения коленчатого вала, Википедия.
[2] Rotary Encoder, Википедия.
[3] Датчик положения коленчатого вала, YouTube, 28 сентября 2007 г.
[4] Как проверить датчики коленвала и распределительного вала 1, YouTube, 9 декабря 2007 г.
[5] Automotive Crank Sensor Operation, YouTube, 26 января 2008 г.
[6] Как проверить индуктивный датчик положения коленчатого вала генератора переменного тока (CKP), YouTube, 23 сентября 2011 г.

5 признаков неисправного датчика положения коленчатого вала (и стоимость замены)

(Обновлено 9 сентября 2020 г.)

Датчик положения коленчатого вала сегодня можно найти практически в каждом новом автомобиле.Его задача — отслеживать положение коленчатого вала и скорость его вращения. Затем датчик положения коленчатого вала передает эти данные в блок управления двигателем (ЭБУ).

На основе этой информации и текущих условий эксплуатации блок управления двигателем будет корректировать количество топлива, которое впрыскивается в камеру внутреннего сгорания. Это также повлияет на синхронизацию системы зажигания.

Как работает датчик положения коленчатого вала

Двигатель внутреннего сгорания транспортного средства содержит коленчатый вал и поршни.Эти две части, наряду с другими, позволяют двигателю запускаться и производить мощность, необходимую для движения транспортного средства.

Когда топливо и воздух сгорают в камере сгорания, пары оказывают давление на поршни. Как только это происходит, коленчатый вал преобразует это давление в энергию вращения. Коленчатый вал должен быть в правильном положении и вращаться с правильной скоростью, чтобы это было сделано правильно.

Итак, по сути, работа датчика положения коленчатого вала заключается в определении положения коленчатого вала и скорости его вращения.

Итак, почему все это так важно? Что ж, это вся важная информация, которая необходима блоку управления двигателем для успешного управления процессом внутреннего сгорания. Как вы, возможно, знаете, камера внутреннего сгорания требует правильного количества топлива в сочетании с наружным воздухом, чтобы удовлетворить потребности двигателя.

Затем системе зажигания необходимо будет правильно рассчитать время зажигания топливно-воздушной смеси. В противном случае это может снизить производительность двигателя.

Таким образом, датчик положения коленчатого вала позволяет блоку управления двигателем получать точную информацию о коленчатом валу.Таким образом, компьютер транспортного средства проинструктирует топливные форсунки «впрыснуть» точное количество топлива, необходимое в камере. Кроме того, он будет контролировать время зажигания, чтобы смесь загорелась в нужный момент.

См. Также: Симптомы неисправного датчика массового расхода воздуха

Top 5 Признаков неисправного датчика положения коленчатого вала

Если датчик положения коленчатого вала не работает должным образом, это будет означать проблемы для работы двигатель и автомобиль.

Ниже приведены пять наиболее распространенных признаков неисправного датчика положения коленчатого вала. Как только вы обнаружите два или более из них, вы можете отвезти свой автомобиль к механику, зная, что виновником может быть просто датчик.

1) Неравномерная остановка двигателя

Датчик положения коленчатого вала состоит из множества проводов, идущих к модулю управления двигателем и коленчатому валу. Если какой-либо из этих проводов будет поврежден или изношен, блок управления двигателем не получит сигнал данных от датчика.

Если в это время вы ведете автомобиль, двигатель может заглохнуть. Иногда он будет глохнуть постоянно, а в других случаях глохнет с нерегулярными интервалами. Вы также можете проверить сам датчик и убедиться, что он не поврежден.

2) Трудный запуск автомобиля

Если у вас неисправный или поврежденный датчик положения коленчатого вала, первое, что вы заметите, — это то, что ваш автомобиль будет трудно заводиться.Скорость и положение коленчатого вала должны быть правильными, если ваш двигатель собирается правильно запускаться.

Если ваш блок управления двигателем не может получить точную информацию о коленчатом валу, у вас возникнут проблемы с запуском автомобиля. В некоторых случаях вы вообще не сможете завести машину.

3) Вибрация двигателя

Если положение коленчатого вала не отслеживается точно, это может вызвать проблемы для двигателя. Причина в том, что двигатель не может контролировать свою мощность, что может вызвать сильную вибрацию.

Эту проблему нельзя игнорировать, поскольку она может повредить крепления двигателя и другие важные компоненты, которые к нему подключены.

4) Неуверенность при ускорении

Когда вы нажимаете педаль газа для ускорения автомобиля, блок управления двигателем должен получать информацию о положении цилиндров. Но если у вас неисправный датчик положения коленчатого вала, будет задержка во времени, которое потребуется блоку управления двигателем для получения этой информации.

Это означает, что каждый раз, когда вы нажимаете на педаль газа, вместо немедленной реакции будет задержка при ускорении.

5) Контрольная лампа двигателя

Существует более сотни причин, по которым может загореться контрольная лампа двигателя. Одна из таких причин — неисправный датчик положения коленчатого вала.

Если блок управления двигателем не получает надлежащего сигнала от датчика, блок может подумать, что что-то не так, и автоматически включит индикатор проверки двигателя на приборной панели.При сканировании кодов неисправностей с помощью сканера OBD2 вы можете увидеть коды, связанные с датчиком положения коленчатого вала, такие как P0335 или P0340.

Если вы испытываете какие-либо из этих других симптомов в дополнение к индикатору проверки двигателя, то это увеличивает вероятность того, что виноват датчик положения коленчатого вала. Если вы не замечаете никаких других симптомов, вам нужно попросить механика провести диагностический тест, чтобы выяснить, что происходит.

Стоимость замены датчика положения коленчатого вала

Когда придет время заменить датчик положения коленчатого вала, ожидайте, что это будет стоить где-то от 120 до 260 долларов.

Стоимость запчастей будет составлять всего около 40–120 долларов в зависимости от автомобиля и от того, является ли новый датчик OEM или послепродажным. Стоимость рабочей силы будет составлять от 80 до 140 долларов, так как обычно до него довольно легко добраться, хотя иногда необходимо снять другие детали, чтобы добраться до него.

Общая стоимость работ по замене, помимо марки и модели вашего автомобиля, в значительной степени зависит от того, кто выполняет эту работу. Лучше всего будет изучить пару независимых авторемонтных мастерских и узнать стоимость замены.В то время как ваш местный дилерский центр будет рад заменить простую деталь, такую ​​как датчик, ожидайте, что заплатите больше.

Датчики положения коленчатого вала-распределительного вала: что они делают?

Мы все слышали о коленчатом и распределительном валах в нашей машине и, скорее всего, имеем хорошее представление о том, что они делают. Являясь ключевыми компонентами двигателя вашего автомобиля, они являются частью важнейшей электростанции, которая вращает и приводит в движение поршни вперед и, в конечном итоге, создает движение вперед во время движения. И когда эти две важные части двигателя вашего автомобиля не работают, ваш привод обязательно даст вам знать! Благодаря современной автомобильной технологии в вашем автомобиле теперь есть дополнительные компоненты на кривошипе и кулачке, называемые датчиками положения, для обеспечения плавности движения.Но что именно делают датчики положения коленчатого вала-распредвала и как они помогают удерживать автомобиль на дороге? Открываем капюшон и смотрим.

Назад к основам

Прежде чем мы рассмотрим датчики положения, нам нужно взглянуть на коленчатый и распределительный валы и на то, как они работают в двигателе вашего автомобиля. А это означает, что вкратце вернемся к основам.

Двигатель в вашем автомобиле или грузовике — это чудо техники, но вы даже не думаете о нем в повседневной жизни.А целый ряд технологических достижений сделал вашу жизнь вождения гладкой и гладкой и далекой от первых дней автомобилестроения. Однако современные двигатели с наддувом и первые легковые автомобили имеют одну общую черту — фундаментальный принцип двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель внутреннего сгорания (ВС) — это один из радикальных нововведений современности, который привносит энергию в нашу повседневную жизнь. От бензопил и газонокосилок до автомобилей, генераторов и реактивных двигателей — двигатели IC заставляют мир двигаться.Предпосылка, лежащая в основе двигателя с внутренним зажиганием или искровым зажиганием, на удивление проста: топливо воспламеняется внутри цилиндра, где сгорание воздействует на поршень, создавая энергию, которая приводит в движение двигатель. В основе этого процесса лежат два жизненно важных компонента — коленчатый вал и распределительный вал, которые преобразуют движение поршней двигателя в мощность, вращающую колеса вашего автомобиля.

Распредвал v Коленчатый вал

На этом урок фундаментальной науки закончен, давайте продолжим выполнение поставленной задачи и посмотрим на конкретные роли кривошипа и кулачка и на то, как датчики положения улучшают их игру.Короче говоря, кривошип и кулачок — это валы внутри вашего двигателя, которые выполняют две разные функции.

Коленчатый вал

Коленчатый вал работает как часть четырехтактного цикла двигателя вашего автомобиля; то есть — компрессия, мощность, впуск и выпуск. Конкретная работа коленчатого вала заключается в преобразовании линейной или возвратно-поступательной энергии, создаваемой возвратно-поступательным движением поршня, в энергию вращения, которая затем передается на колеса вашего автомобиля. Поршень прикреплен к коленчатому валу под цилиндрами двигателя через шатун и маховик.Поскольку сгорание двигателя приводит в движение поршень вперед, движение вращает кривошип, который затем приводит в движение колеса вашего автомобиля.

Коленчатые валы

обычно изготавливаются из кованой легированной стали, поскольку они постоянно работают при высоких нагрузках и должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать усталость.

Распредвал

Распределительный вал в двигателе вашего автомобиля позволяет топливу и воздуху поступать в цилиндр в нужный момент, а затем открывает выпускной клапан, позволяя последующему сгоревшему заряду уйти в атмосферу.С распределительным валом все зависит от времени: впускной клапан должен открываться, когда поршень находится вверху по центру, а выпускной клапан должен выпускать воздух, когда поршень заполнен сгоревшим зарядом. Кулачок работает вместе с кривошипом и должен вращаться одновременно, чтобы толкать и открывать клапаны при движении поршней.

Обычно расположенный над цилиндром распределительный вал изготовлен из чугуна или стали и вращается с помощью ремня ГРМ, который прикреплен к кривошипу. Распредвалы могут быть овальными, сердцевидными, шестиугольными или круглыми.

Как работают вместе кулачок и кривошип

Между кривошипом и кулачком прекрасная взаимосвязь, и их датчики положения помогают поддерживать это положение! Проще говоря, они запускают и завершают цикл двигателя — от такта впуска до такта выпуска — за счет того, что все работает гармонично. Кембельт удерживает эти два двигателя вместе и вовремя. Пока они движутся вместе, кривошип и кулачок должны быть готовы к следующим шагам, которые предпринимает другой, например, когда коленчатый вал перемещает поршень вниз, кулачок открывает впускные клапаны, а когда поршень достигает дна, распредвал закрывает клапан и открывает выхлоп.Постоянно.

Команду «кривошип / кулачок» можно сравнить с эстафетной гонкой, когда эстафета передается — если одна из них не вовремя, дубинка роняется и цикл двигателя нарушается. И влияние на ваш двигатель? Ну, для начала, топливно-воздушная смесь будет неправильной, горение будет прерывистым, неиспользованная и сгоревшая смесь не будет разряжаться, и не будет силы, направляющейся к маховику, чтобы двигать вашу машину вперед. Это не та ситуация, которую вы действительно хотите для своего автомобиля — здесь нужны датчики положения коленчатого и распределительного валов.

Важность датчиков положения

Чтобы синхронизировать кривошип и кулачок «A-team», датчики положения используются для передачи важной информации на компьютер впрыска топлива в двигателе или в его модуль управления зажиганием, чтобы он мог отслеживать, насколько хорошо они работают. оба выступают. Эта информация включает точное положение поршней двигателя, когда они поднимаются или опускаются в цикле сжатия.

Наличие этих датчиков положения на месте и их оптимальной работы необходимо для обеспечения того, чтобы двигатель вашего автомобиля всегда работал наилучшим образом.Давайте посмотрим на детали каждого датчика положения.

  • Что делает датчик коленчатого вала?

Датчик положения на коленчатом валу — один из самых важных датчиков в вашем автомобиле, и данные, которые он собирает, являются ключом к исправности двигателя. Датчик обычно устанавливается на шкиве главного кривошипа, маховике или самом кривошипе, и поэтому зубцы на кольце реактора коленчатого вала проходят близко к кончику датчика. У кольца отсутствует один зубец, поэтому компьютер двигателя определяет положение коленчатого вала.Затем датчик положения коленчатого вала измеряет скорость вращения и точное положение поршней двигателя и коленчатого вала. Это работает, когда газ и воздух в камерах зажигания сгорают, а сила поршня заставляет кривошип поворачиваться. Поскольку вращающийся коленчатый вал — это то, что приводит в действие двигатель и приводит в движение автомобиль, датчик внимательно следит за скоростью, с которой он вращается.

Эта информация затем используется системами управления двигателем для управления впрыском топлива и синхронизацией системы зажигания.Поскольку впрыск и зажигание синхронизируются по сигналу датчика положения коленчатого вала, ошибки или неисправный сигнал будут означать, что двигатель не запустится или отключится, если он уже работает.

Если коротко, то функция датчика положения коленчатого вала такова:

Обеспечивает точное позиционирование поршней цилиндра

Помогите системе зажигания произвести искру

Убедитесь, что топливная система осуществляет впрыск в нужное время

  • Что делает датчик распредвала?

Наряду с датчиком коленчатого вала датчик положения на распределительном валу является важным для современного автомобиля и используется во всех двигателях с последовательным впрыском топлива для обеспечения оптимальной производительности.Датчик положения на распредвале вашего автомобиля постоянно оценивает частоту вращения распредвала. Как вы помните из ранее в этом блоге, функция распределительного вала заключается в обеспечении того, чтобы клапаны двигателя открывались и закрывались в нужное время, чтобы включить зажигание и выпустить сгоревший заряд. Для этого на штоке распределительного вала стратегически размещены «кулачки», которые выступают из его вала. Когда шток поворачивается, эти кулачки прижимаются к отдельным клапанам, открывая их. Когда кулачок проходит клапан, он затем закрывается, поэтому скорость вращения имеет первостепенное значение для производительности двигателя.Здесь на помощь приходит датчик положения распределительного вала.

Датчик положения распределительного вала регистрирует вращение вала и сообщает компьютеру автомобиля скорость открытия и закрытия клапанов двигателя. Таким образом, он также может сказать двигателю, какой цилиндр находится наверху, поэтому он знает, какой из них запускать следующим.

Короче говоря, функция датчика положения распределительного вала такова:

  • Контролирует частоту вращения распределительного вала
  • Сообщает двигателю, какие клапаны открыты и закрыты
  • Определяет момент зажигания

Все зависит от времени

Итак, что именно делает двигатель вашего автомобиля со всей информацией, которую он отправляет от датчиков положения на кривошипе и кулачке? Общие данные позволяют компьютеру двигателя видеть, насколько эффективно и рационально работает двигатель.Поскольку кулачок определяет открытие и закрытие клапанов цилиндра для сгорания, то скорость вращения коленчатого вала указывает скорость, с которой фактически работают поршни. В конечном итоге это означает, что для того, чтобы двигатель вашего автомобиля был на пике своей рабочей игры, скорости кривошипа и кулачка должны быть полностью синхронизированы. Если эти ставки начинают колебаться или отличаться, то именно здесь могут начаться проблемы с производительностью.

Признаки неисправности датчиков

Датчики положения на вашем распредвале и коленчатом валу — это небольшие технические устройства, которые позволяют вам и двигателю вашего автомобиля двигаться, но они не являются неразрушимыми и могут изнашиваться.Важно помнить о признаках того, что датчики положения вашего двигателя начинают работать неэффективно или, возможно, выходят за рамки своих возможностей. Вот основные признаки, на которые следует обратить внимание:

Один из самых первых симптомов того, что, возможно, ваш датчик положения коленвала или распределительного вала не работает, — это когда вы видите индикатор двигателя на консоли приборной панели. Никогда не игнорируйте этот свет, поскольку это настоящий сигнал, что все не так — проверьте его как можно скорее. Игнорирование красного света — что очень заманчиво — может привести к серьезным проблемам с вашим двигателем, что, в свою очередь, может быть дорогостоящим и разрушительным, как бы это ни звучало.

  • «Попадание и промах»

Ваш опыт вождения обязательно подскажет вам, когда возникают проблемы с запуском датчиков положения вашего двигателя. Когда датчики начнут выходить из строя, вы начнете замечать множество технических проблем, включая работу двигателя на холостом ходу, частую остановку, явное снижение мощности двигателя, проблемы с ускорением и машину, которая потребляет топливо, как будто завтрашнего дня нет. Если вы закрыли глаза на этот свет на приборной панели и теперь начинаете испытывать какие-либо из вышеперечисленных симптомов, немедленно доставьте вас и вашу машину в гараж к хорошему механику.

Неисправный датчик положения на коленчатом или распределительном вале будет посылать искаженные сигналы на компьютер вашего двигателя, что приводит к некоторым или всем проблемам, которые мы перечислили выше. Когда датчик полностью отключается, это совершенно новая игра с мячом, поскольку двигатель не имеет абсолютно никакого представления о том, работает ли кривошип или кулачок вообще. И, если компьютеру не сообщают, что форсункам нужно топливо, он просто не отправляет его. Если в начале четырехтактного цикла нет топлива, то остальная часть процесса не последует.Ни топлива, ни мощности, ни движения — все просто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта