Шевроле Нива — замена охлаждающей жидкости — журнал За рулем
Согласно регламенту технического обслуживания автомобиля Шевроле Нива охлаждающую жидкость следует заменять каждые 60 тыс. км пробега.
Шевроле Нива
Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление в системе охлаждения, отвернув крышку расширительного бачка.Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление в системе охлаждения, отвернув крышку расширительного бачка.
Подставляем широкую емкость объемом не менее 8,5 л под сливное отверстие, выполненное в нижней части левого бачка радиатора. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть.
Шевроле Нива
Рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора и сливаем охлаждающую жидкость из радиатора в подставленную емкость.Рукой отворачиваем пробку сливного отверстия радиатора и сливаем охлаждающую жидкость из радиатора в подставленную емкость.
Пробка сливного отверстия уплотняется резиновым кольцом. Порванное, потрескавшееся или потерявшее эластичность кольцо заменяем.
Отворачиваем крышку расширительного бачка.
Для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения двигателя подставляем емкость под сливное отверстие, расположенное на левой стороне блока цилиндров рядом с модулем зажигания.
Шевроле Нива
Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров и сливаем жидкость из двигателя.Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров и сливаем жидкость из двигателя.
В соединении пробки и блока цилиндров применена коническая резьба, не требующая дополнительного уплотнения. Заворачиваем пробки сливных отверстий радиатора и блока цилиндров. Пробку сливного отверстия блока цилиндров затягиваем моментом 25–30 Н∙м.
Шевроле Нива
Перед заполнением системы охлаждения жидкостью снимаем экран двигателя и пассатижами ослабляем затяжку хомута крепления шланга подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу.
Перед заполнением системы охлаждения жидкостью снимаем экран двигателя и пассатижами ослабляем затяжку хомута крепления шланга подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу…
Шевроле Нива
…и снимаем шланг с патрубка.…и снимаем шланг с патрубка.
Шевроле Нива
Заливаем жидкость в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок, пока из шланга подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу не польется жидкость.Заливаем жидкость в систему охлаждения двигателя через расширительный бачок, пока из шланга подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу не польется жидкость.
После этого устанавливаем шланг на место и закрепляем его хомутом. Заворачиваем крышку расширительного бачка. Пускаем двигатель. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем — быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель.
Шевроле Нива
После остывания двигателя проверяем уровень охлаждающей жидкости в бачке и доводим его до нормы (он должен находиться между метками MIN и MAX).После остывания двигателя проверяем уровень охлаждающей жидкости в бачке и доводим его до нормы (он должен находиться между метками MIN и MAX).
Chevrolet Niva | Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Заменять охлаждающую жидкость необходимо после проведения любых работ с элементами системы охлаждения и со сливом охлаждающей жидкости. Если при ремонте заменялась головка блока цилиндров, прокладка головки блока, радиатор или теплообменник масла, надо залить в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость. В охлаждающей жидкости, бывшей в эксплуатации, антикоррозионные добавки менее активны для того, чтобы образовать защитный слой на вновь установленных деталях.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как выходящие пары могут привести к сильным ожогам. |
Слив охлаждающей жидкости следует осуществлять на холодном двигателе.
Снимите крышку расширительного бачка.
Рис. 4.62. Расположение элементов системы охлаждения: 1 — впускной патрубок; 2 — контактный разъем; 3 — болт; 4, 5 — хомуты крепления шлангов системы охлаждения |
Выверните болт 3.
Отсоедините контактный разъем 2.
Снимите впускной патрубок 1 системы охлаждения.
Установите под двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей жидкости.
Рис. |
Рис. 4.64. Расположение заглушек (C и D) для удаления воздуха из системы охлаждения на автомобилях с фильтром твердых частиц |
Рис. 3.46. Расположение нижнего патрубка (1) радиатора |
Рис. |
Если охлаждающая жидкость сильно загрязнена, промойте систему охлаждения. Так как охлаждающую жидкость невозможно слить полностью из системы охлаждения, рекомендуется каждый раз при сливе охлаждающей жидкости промывать систему охлаждения.
Рис. 3.47. Установка на расширительный бачок специальной емкости 0173/2 (1) для заливки охлаждающей жидкости |

Медленно заливайте охлаждающую жидкость BASF GLYSANTIN G33-23F или GUTIT ESSEX REVKOGEL 2000 в систему охлаждения.
Охлаждающую жидкость заливайте в расширительный бачок до тех пор, пока она не будет вытекать через отверстие для заглушек удаления воздуха. Навинтите заглушки A и B (см. рис. 4.63), C и D (см. рис. 4.64). Для надлежащей прокачки системы охлаждения специальная емкость 1 (рис. 3.47) 0173/2 для заливки охлаждающей жидкости должна быть заполнена до отметки 1 л.
ПРИМЕЧАНИЕ Если в систему охлаждения была залита охлаждающая жидкость, не рекомендованная производителем, слейте ее из системы охлаждения. |
Остановите двигатель.
Снимите специальную емкость 1 (см. рис. 3.47) 0173/2 для заливки охлаждающей жидкости и навинтите крышку расширительного бачка.Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости доведите его до нормы.
На горячем двигателе уровень охлаждающей жидкости должен находиться на уровне метки max, на холодном двигателе — между метками «Max» и «Min».
В таблице указан — тип и цвет необходимого антифриза для заливки в ВАЗ 4×4 21214, выпускавшийся с 2009 по 2014 год. ![]() |
Год | Двигатель | Тип | Цвет | Срок эксплуатации | Рекомендуемые производители |
2009 | бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, MOTUL Ultra, Freecor, AWM |
2010 | бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Havoline, AWM, G-Energy, Freecor |
2011 | бензиновый, дизельный | G12+ | красный | 5 лет | Frostschutzmittel A, VAG, FEBI, Zerex G |
2012 | бензиновый, дизельный | G12++ | красный | от 5 до 7 лет | Freecor QR, Freecor DSC, Glysantin G 40, FEBI |
2013 | бензиновый, дизельный | G12++ | красный | от 5 до 7 лет | FEBI, VAG, Castrol Radicool Si OAT |
2014 | бензиновый, дизельный | G12++ | красный | от 5 до 7 лет | Frostschutzmittel A, FEBI, VAG |
При покупке необходимо знать оттенок — Цвет и Тип антифриза, допустимый для года выпуска вашей 4×4 21214. Производителя выберите на свое усмотрение. Не забывайте — у каждого типа жидкости свой срок эксплуатации.
Цвет красного антифриза может быть от фиолетового до светлорозового (у зеленого и желтого теже принципы).
Смешивать жидкость разных производителей — можно , если их типы соответствуют условиям смешивания. G11 можно смешивать с аналогами G11 G11 нельзя смешивать с G12 G11 можно смешивать G12+ G11 можно смешивать G12++ G11 можно смешивать G13 G12 можно смешивать с аналогами G12 G12 нельзя смешивать с G11 G12 можно смешивать с G12+ G12 нельзя смешивать с G12++ G12 нельзя смешивать с G13 G12+, G12++ и G13 можно смешивать между собой Не допускается смешивание Антифриза с Тосолом.

Если вспоминать былые времена, то вместо нынешних современных охлаждающих жидкостей, таких как тосол и антифриз, раньше даже в Ниву заливали воду. И соответственно при наступлении холодов приходилось постоянно мучиться со сливом ОЖ. Конечно, сейчас уже мало кто вспомнит о таком, но по словам автомобилистов-ветеранов такие времена имели место быть еще в далеком СССР.
Сейчас же замену тосола нужно производить примерно раз в два года или через 40 000 км, как пишут некоторые производители этих охлаждающих жидкостей. Подробно об этой процедуре будет написано ниже и представлены фотографии данной работы.
Инструмент для работы
- Ключ на 15
- Вороток с головкой на 13
- Удлинитель
- Трещоточная рукоятка для удобства
Порядок слива тосола на Ниве ВАЗ 2121
- Первым делом необходимо остудить двигатель, если вы недавно его заглушили, то есть подождать, пока он остынет до температуры наружного воздуха.
- После чего откручиваем заливную горловину радиатора.
- И отсоединяем шланг, который подходит к блоку двигателя, тем самым сливая антифриз из блока:
- И подставляем какую-нибудь емкость, можно сделать из старой 10-литровой пластиковой канистры, срезав ее верхнюю часть.
- Далее необходимо слить тосол из радиатора Нивы. Для этого головкой на 13 нужно вывернуть пробку, которая находится в самом низу радиатора с левой стороны. Наглядно можно все посмотреть на фото, приведенном ниже:
- И опять же подставляем емкость, чтобы слить старую охлаждающую жидкость. После того, как в системе охлаждения не осталось антифриза, можно приступать к заливанию свежей ОЖ через расширительный бачок тонкой струйкой, во избежание образования воздушной пробки. Льем до тех пор, пока не будет необходимый уровень — приблизительно посередине расширительного бачка. А после проделываем такую же процедуру с радиатором, до тех пор, пока не скроются его верхние трубки.
Не забудьте предварительно одеть шланг на выход из блока двигателя.
- Заливать антифриз или иную охлаждающую жидкость следует через расширительный бачок, пока уровень в нем не установится на максимальной отметке.
Чтобы заправлять и обслуживать отечественный ВАЗовский внедорожник, надо знать заправочные емкости ВАЗ 21213 Нива и ее модификации ВАЗ 21214. Какие-то цифры необходимо знать на память, например, вместительность бака и картера двигателя. Остальные стоит записать в блокноте, который хранится в вещевом ящичке салона. И неважно, что вы не собираетесь делать ТО машины самостоятельно, специалисты на станции технического обслуживания тоже могут не знать заправочные объемы вашего авто.
Силовой агрегат
Двигатель, установленный на современной модели автомобиля Нива 21213 (214), достался ей в наследство от советского прародителя — ВАЗ 2121, и по части объемов жидкостей они практически идентичны:
- Система жидкостного охлаждения. Заполняется антифризом в количестве 10,7 л с точкой замерзания не выше -40 °С.
Вместительность радиатора салонного отопления тоже входит в данный объем.
- Картер двигателя. Сюда заливаются моторные масла, чья марка зависит от условий эксплуатации. Емкость — 3,75 л, включая заполнение масляного фильтра.
Степень вязкости масла, заливаемого в двигатель Нивы, должна соответствовать температурному режиму на улице, при котором эксплуатируется машина. Возможные режимы и подходящие к ним марки масел указаны в таблице:
При промывке силового агрегата в процессе замены жидкой смазки используется такое же количество промывочного масла (3,75 л), учитывая размеры фильтра. Замена осуществляется спустя 8-12 тыс. км пробега в зависимости от качества масла. Промывку обычно выполняют после 3 замен моторной смазки. Во время эксплуатации важно следить за уровнем масла в картере мотора с помощью специального щупа. Если уровень упал ниже риски Min, требуется срочно добавить в двигатель смазку той же вязкости, что была залита ранее.
Обновлять антифриз нужно не реже, чем 1 раз в 3 года либо по степени изношенности жидкости. Не рекомендуется разбавлять антифриз дистиллированной водой ни зимой, ни летом. В зимнее время разбавленная жидкость может замерзнуть, а во время летней жары закипеть раньше времени, что приведет к перегреву мотора.
Трансмиссия
Трансмиссионная система Нивы 4х4 имеет следующие заправочные объемы:
- коробка раздаточная — 0,79 л;
- коробка передач — 1,6 л;
- задний мост — редуктор — 1,3 л;
- передний мост — картер — 1,15 л;
- рулевая колонка — картер — 0,18-0,2 л.
Как и при эксплуатации силового агрегата, в различных температурных условиях трансмиссионные узлы и агрегаты заполняются маслами разной вязкости, что отражено в таблице:
Как сказано в инструкции по эксплуатации, менять трансмиссионные смазки необходимо 1 раз за 30 тыс. км. пробега. При этом в картере рулевого механизма замена не предусматривается, только добавка через верхнюю пробку. «Родным» маслом для агрегатов трансмиссии Жигулей считается марка ТАД17И.
Трансмиссионные масла обладают хорошей проникающей способностью. Поэтому плохо зажатые пробки и изношенные прокладки агрегатов начинают понемногу пропускать смазку. В подобных ситуациях допускается добавление масла того же класса вязкости и, желательно, того же производителя. Если при протечке не осуществлять доливку, то уровень смазки в агрегате понизится, что приведет к ускоренному износу дорогостоящих механизмов.
Прочие жидкости и ГСМ
Каждый автолюбитель должен знать на память максимальный объем заправки топливом своего авто. Топливный бак ВАЗ 21213 имеет вместительность 42 л, включая резерв. Под резервом понимают количество горючего, оставшегося в баке после включения предупредительной лампы желтого цвета на панели приборов. Величина резерва — не менее 5 л. Автомобиль необходимо заправлять бензином, чье октановое число лежит в пределах 91-93.
В автомобиле имеется еще ряд заправочных емкостей, за которыми владелец должен следить в процессе эксплуатации:
- тормозная система с расширительным бачком, общая вместительность — 0,515 л;
- привод сцепления гидравлический с расширительным бачком — 0,2 л;
- 2 пластиковых бака объемом 2 л каждый содержат запас жидкости для омывателя лобового и заднего стекла.
Привод выключения сцепления и система тормозов заполняются гидравлической тормозной жидкостью (самая популярная — DOT-4). Ее следует менять не реже, чем через 3 года, потому что жидкость обладает свойством поглощать водяной пар, содержащийся в воздухе. В результате все стальные детали системы, контактирующие с ней, начинают корродировать, что ведет к полному либо частичному отказу тормозов.
При утечке в системе сцепления или тормозов уровень в расширительных бачках снижается, поэтому над ними требуется постоянный контроль.
Уровень тормозной жидкости в бачках надо поддерживать не ниже соответствующей риски на пластиковом корпусе емкости.
Жидкость или чистую воду для промывки стекол доливают при необходимости, в зимнее время — обязательно незамерзающий вариант. Иначе лед разрушит не только трубки, но и повредит электрический насос.
Также для обслуживания и смазки Нивы применяются различные густые смазки:
- Литол — состав для смазывания высоконагруженных деталей подшипников;
- ШРУС-4 — смазка для шарниров передних полуосей и ограничителей открывания дверей;
- ШРБ-4 предназначена для обработки шаровых пальцев опор и рулевых тяг.
Перечень заправочных емкостей полезен начинающим автолюбителям, купившим подержанную машину с утерянной инструкцией по эксплуатации. Эксплуатация такого авто как раз и должна начинаться с замены всех жидкостей и масел.
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?
— Согласно регламенту замену охлаждающей жидкости нужно проводить каждые 60 тыс. км., или через 3 года эксплуатации, в зависимости от того что наступит раньше.
Сколько охлаждающей жидкости нужно заливать?
— Заправочный объем системы охлаждения, включая систему отопления салона составляет 10,7 л .
Какую охлаждающую жидкость заливать?
— с температурой замерзания не выше –40°С.
Рекомендуемые марки охлаждающих жидкостей указаны на странице
Открываем кран отопителя.
Отворачиваем пробку расширительного бачка для сброса давления.
Снимаем крышку радиатора.
(чтобы уменьшив интенсивность сливаемой жидкости, крышку радиатора можно на начальном этапе не снимать)
Подставляем ёмкость (не менее 11 литров) и подготавливаем шланг внутренним диаметром 16 мм.
В левом нижнем углу радиатора…
И через шланг сливаем жидкость из радиатора.
Для слива жидкости из двигателя…
И сливаем жидкость, прижав тот же шланг к отверстию блока.
Для слива жидкости из расширительного бачка отсоединяем его крепление (). Открываем пробку и приподнимаем бачок выше уровня заливной крышки радиатора. Охлаждающая жидкость по соединительной трубке стечёт через радиатор.
Заворачиваем сливные пробки, возвращаем расширительный бачок на место
Примечание.
В соединении пробки и блока цилиндров применена коническая резьба,
не требующая дополнительного уплотнения. Пробку сливного отверстия блока цилиндров затягиваем
моментом 25–30 Н·м.
Охлаждающую жидкость заливаем через радиатор до верхней кромки заливной горловины.
Заливаем жидкость в расширительный бачок до уровня примерно на 3 см выше отметки MIN.
Пускаем двигатель. Прогреваем двигатель с закрытой пробкой радиатора. двигатель. При прогреве двигателя
отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем – быстро нагреться,
что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения
вентилятора системы охлаждения,
останавливаем двигатель.
После остывания охлаждающей жидкости проверяем ее уровень.
При необходимости доливаем.
Дополнение: История возникновения охлаждающей жидкости
Еще в начале XIX века бельгийский инженер Жан Этьен Ленуар создал первый двигатель внутреннего сгорания. Охлаждение рабочих поршней осуществлялось при помощи воздуха. Однако такой способ провоцировал расширение цилиндров и, как результат, приводил к заклиниванию движущихся элементов. Прозорливый ученый решил усовершенствовать двигатель и охлаждать его с помощью воды, попутно внедрив систему масляной смазки, что улучшило ситуацию с перегревом.
Но природная вода оставляла накипь на внутренних системах мотора, к тому же температура кипения воды была недостаточно высока. Кроме того, зимой вода быстро замерзала и разрушала мотор.
Российский путь
В нашей стране, которая, кроме прочего, отличается от Европы трескучими морозами и огромными расстояниями, насчет улучшения свойств системы охлаждения двигателя начали думать в 20-е годы XX века. Именно тогда в молодой стране Советов появились первые антифризы.
В основу продукта лег глицерин, что дало возможность сохранить устойчивость к перепадам температур и высокую вязкость. Но состав был не оптимальным сточки зрения прохождения по трубкам радиатора, посему формула была усовершенствована.
Яд — всему голова
Сначала к глицерину добавили этанол, текучесть увеличилась, но появилась некоторая сложность для водителя и пассажиров авто, которая состояла в том, что этанол — довольно сильный психотропный яд. При работе автомобиля выделялся токсичный пар, в изобилии попадавший в салон. Нередки были случаи явно девиантного поведения водителей, представлявшего опасность для окружающих.
Поэтому после ряда инцидентов от опасного состава нехотя отказались. Немало этому способствовало и то, что на рынке появился достойный продукт, который безболезненно заменил спорную формулу. Им стала смесь глицерина и этиленгликоля. Так на рынке появился тосол.
Краткий линбез
Кстати, тосол — это тот же самый антифриз, предназначенный для охлаждения автомобильных двигателей, который при низких температурах нс замерзает (собственно, в литературном переводе антифриз означает «иротивозамерзайка»). В состав продукта входят различные присадки, которые обеспечивают защиту автомобильной системы охлаждения от коррозии.
На пути к мировым стандартам
Но нс стоит думать, что применение антифриза с 20-х годов стало массовым в нашей холодной стране. Мы недаром упомянули про теплую воду в радиаторе, всеобъемлющий дефицит не позволял всем гражданам СССР пользоваться этим благом.
История тосола в России тесно связана со строительством Волжского автомобильного завода. Отметим, что ВАЗ кардинально и очень позитивно изменил химическую промышленность СССР и индустрию производства автокомпонентов, приблизив их к мировым стандартам.
В конце 60-х в огромной стране производилась только одна линейка антифриза, которая никак не подходила по своим характеристикам передовой модели ВАЗ-2101. Было решено провести ряд исследований в Италии, которые показали, что базовая жидкость отличается низким запасом щелочности, обильным вспениванием, может способствовать коррозии металлов, что, естественно, негативно сказывалось на работе современного двигателя.
В связи с чем и было принято решение о разработке новой, более совершенной формулы антифриза.
На протяжении трех лет сотрудники Союзного НИИ органической химии и технологии работали над рецептурой новой охлаждающей жидкости, которая обладала бы оптимальными свойствами для перерождающегося отечественного автопрома. В результате был получен тосол, тот же самый антифриз, но с усовершенствованной формулой.
Почему тосол?
Такое название жидкость получила благодаря аббревиатуре. ТОС — название институтского отдела, в котором работали создатели охлаждающей жидкости, а окончание ОЛ — это обозначение химической номенклатуры веществ, которое показывает, что жидкость включает в себя спирт (этиленгликоль — это двухосновной спирт).
Тосол еще долго оставался на отечественном рынке практически единственным оптимальным антифризом, сегодня же картина совсем иная: потребителю доступны множество марок, но даже среди этого многообразия тосол всегда можно выделить по характерному голубому цвету.
Автомобиль — это набор сложных механизмов, облаченных в металлический каркас, но, как и людям, без жидкостей никуда. Одни охлаждают, другие отвечают за безопасность.
Не менее важной, чем тосол, стала тормозная жидкость, ведь именно она влияет на безопасную и плавную остановку автомобиля. Качество и своевременная замена напрямую влияют на безопасность водителя и пассажиров.
ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЁМЫ
Заправляемая система | Объем, л |
Топливный бак (включая резерв) | 42 (65*) |
Система охлаждения двигателя (включая систему отопления салона) | 10,7 |
Система смазки двигателя (включая масляный фильтр) | 3,75 |
Картер коробки передач | 1,6 |
Картер заднего моста | 1,3 |
Картер рулевого механизма | 0,18 |
Картер раздаточной коробки | 0,79 |
Картер переднего моста | 1,15 |
Система гидропривода сцепления | 0,2 |
Система гидропривода тормозов | 0,535 |
Бачок омывателя ветрового стекла и фар | 2,8 |
Бачок омывателя заднего стекла | 2,0 |
Бачок гидроусилителя рулевого управления | 1,7 |

Место заправки или смазки | Наименование материалов | |
Топливный бак | Автомобильный бензин с октановым числом 91–93, 95* | |
Система охлаждения двигателя, включая систему отопления салона | Охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше –40°С | |
Система смазки двигателя, включая масляный фильтр, при температуре окружающего воздуха: | Моторные масла (с уровнем качества по API: SG, SH, SJ) | |
от –20° до +45°С | ||
от –25° до +35°С | ||
от –25° до +45°С | ||
от –30° до +35°С | ||
от –30° до +45°С | ||
Картер коробки передач | Трансмиссионные масла с уровнем качества по API GL-5 и вязкостью 75W-90 | |
Картер раздаточной коробки | ||
Картер переднего моста | ||
Картер заднего моста | ||
Картер рулевого механизма | Трансмиссионное масло 75W-90 | |
Система гидропривода выключения сцепления | 0,2 | Тормозная жидкость DOT-3, -4 |
Бачок омывателя ветрового стекла | Смесь воды со стеклоомывающей жидкостью | |
Поводковое кольцо привода стартера | ||
Подшипники передних колес | Смазка Литол-24 или импортные аналоги | |
Подшипники крестовин карданных шарниров | Смазка Фиол-2У, № 158 или импортные аналоги | |
Шлицевое соединение переднего карданного вала | Смазка Фиол-1, ШРУС-4 или импортные аналоги | |
Ограничители открывания дверей | Смазка Шрус-4 | |
Салазки перемещения сидений | ||
Шарниры рулевых тяг и шаровые пальцы передней подвески | Смазка ШРБ-4 или импортные аналоги | |
Выводы и клеммы аккумуляторной батареи, замочные скважины дверей | Автосмазка ВТВ-1 в аэрозольной упаковке, ЦИАТИМ-201, -221, Литол-24 или импортные аналоги | |
Замки дверей | Смазка Фиол-1 или импортные аналоги | |
Регулятор давления задних тормозов | Смазка ДТ-1 или импортные аналоги |
Горюче-смазочные материалы, одобренные и рекомендуемые для
эксплуатации автомобиля LADA 4×4 и его модификаций
БЕНЗИНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
Примечания:
1. Для обеспечения пуска двигателя и эксплуатации автомобиля при низких отрицательных температурах окружающего воздуха необходимо применять бензины соответствующих классов испаряемости в зависимости от климатического района. Требования по классам испаряемости и сезонному применению бензинов для различных регионов Российской Федерации изложены в соответствующих стандартах на топлива для двигателей внутреннего сгорания.
2. Не допускается применение бензинов с металлорга-ническими антидетонаторами на основе свинца, железа, марганца и других металлов.
3. Допускается применение многофункциональных присадок, обеспечивающих защиту деталей топливоподачи и двигателя от коррозии, отложений и нагаров. Такие присадки должны быть введены в состав товарного бензина компанией-изготовителем бензина.
Самостоятельное добавление автовладельцем вторичных присадок не допускается.
Масла моторные
Марка масла | Класс вязкости по SAE | Группа | Изготовитель | Нормативный документ | |
ААИ | АР1 | ||||
ЛУКОЙЛ ЛЮКС | 5W-30, 5W-40 10W-40,15W-40 | Б5/Д3 | SJ/CF | СТО 00044434-003 | |
ЛУКОЙЛ ЛЮКС | 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-50, 10W-30 | Б5/Д3 | SL/CF | ООО «Лукойл-Пермнефтеорг-синтез», г.![]() | СТО 00044434-003 |
ТНК СУПЕР | 5W-30, 5W-40 10W-40 | Б5/Д3 | SJ/ SL/CF | ТУ 0253-008-44918199 | |
ТНК MAGNUM | 5W-30, 5W-40 10W-40,15W-40 | Б5/Д3 | SJ/ SL/CF | ТУ 0253-025-44918199 | |
РОСНЕФТЬ MAXIMUM | 5W-40, 10W-40 | Б5/Д3 | SL/CF | ТУ 0253-063-48120848 | |
РОСНЕФТЬ OPTIMUM | 10W-30, 10W-40 15W-40 | Б5/Д3 | SJ/CF | ОАО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», г. Новокуйбышевск | ТУ 0253-062-48120848 |
РОСНЕФТЬ MAXIMUM | 5W-40, 10W-40 | Б5/Д3 | SL/CF | ТУ 0253-391-05742746 | |
РОСНЕФТЬ OPTIMUM | 10W-30, 10W-40 15W-40 | Б5/Д3 | SJ/CF | ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», г. Ангарск | ТУ 0253-389-05742746 |
РОСНЕФТЬ PREMIUM | 0W-40, 5W-40 5W-40 | Б5/Д3 | SJ/CF SL/CF SM/CF | ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», г.![]() | ТУ 0253-390-05742746 |
Продолжение табл. 2
Марка масла | Класс вязкости по SAE | Группа | Изготовитель | Нормативный документ | |
ААИ | АPI | ||||
ЭКСТРА 1 ЭКСТРА 5 ЭКСТРА 7 | 5W-30 15W-40 20W-50 | Б5/Д3 | SJ/CF | ОАО «Омский НПЗ», г. Омск | ТУ 38.301-19-137 |
ЭКСТРА | 5W-30, 10W-40, 15W-40 | Б5/Д3 | SL/CF | ОАО «Омский НПЗ», г. Омск | ТУ 38.301-19-137 |
ESSO ULTRA | 10W-40 | Б5/Д3 | SJ/ SL/CF | Exxon-Mobil, Германия | |
GTTURBO SM | 10W-40 | Б5 | SM | Hanval INC, Корея | |
LIQUI MOLY OPTIMAL | 10W-40 | Б5/Д3 | SL/CF | Liqui Moly GmbH, Германия | |
MOBIL 1 MOBIL SYNT S MOBIL SUPER S | 0W-40, 5W-50 5W-40 10W-40 | Б5/Д3 | SJ/SL SM/CF SJ/ SL/CF | Exxon-Mobil, Германия | |
MOBIL 1 ESP FORMULA | 5W-30 | Б6/Д3 | SJ/SL SM/CF | ||
RAVENOL HPS RAVENOL VSI RAVENOL LLO RAVENOL TSI RAVENOL Turbo-C HD-C | 5W-30 5W-40 10W-40 10W-40 15W-40 | Б5/Д3 | SL/CF SL/CF SL/CF SL/CF SJ/CF | Ravensberger Schmirstoffvertrieb GmbH, Германия | |
SHELL HELIX: PLUS PLUS EXTRA ULTRA | 10W-40 5W-40 5W-40 | Б5/Д3 | SL/CF | SHELL EAST EUROPE Co, Великобритания, Финляндия | |
ZIC A PLUS | 5W-30, 10W-30, 10W-40 | Б5 | SL | SK CORPORATION, Корея |
Таблица 3
Минимальная температура холодного пуска двигателя,0С | Класс вязкости по SAE J 300 | Максимальная температура окружающей среды, 0С |
ниже -35 | 0W-30 | 25 |
ниже -35 | 0W-40 | 30 |
-30 | 5W-30 | 25 |
-30 | 5W-40 | 35 |
-25 | 10W-30 | 25 |
-25 | 10W-40 | 35 |
-20 | 15W-40 | 45 |
-15 | 20W-40 | 45 |
Масла трансмиссионные для применения в коробке передач, раздаточной коробке, ведущих мостах и редукторе рулевого механизма
Таблица 4
Марка масла | Класс вязкости по SAE | Группа по АPI | Изготовитель | Нормативный документ |
ЛУКОЙЛ ТМ 5 | 75W-90 80W-90 85W-90 | ОАО «Лукойл-Волгограднефте-переработка», г. | СТО 00044434-009 ТУ 0253-044-00148599 | |
НОВОЙЛ СУПЕРТ | ТУ 38.301-04-13 | |||
РОСНЕФТЬ KINETIC | 75W-90, 80W-90 85W-90 | ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», г. Ангарск | ТУ 0253-394-05742746 | |
РОСНЕФТЬ KINETIC | ОАО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», г. Новокуйбышевск | ТУ 0253-030-48120848 | ||
СУПЕР Т-2 СУПЕР Т-3 | ОАО «Омский НПЗ», г. Омск | ТУ 38.301-19-62 | ||
ТНК ТРАНС ГИПОИД | ООО «ТНК смазочные материалы», г. Рязань | ТУ 38.301-41-196 | ||
ТНК ТРАНС ГИПОИД СУПЕР | ООО «ТНК смазочные материалы», г. | ТУ 0253-014-44918199 | ||
Shell East Europe Co, Великобритания |
Примечание. Срок смены масла в соответствии с сервисной книжкой автомобиля.
Таблица 5
Внимание
Не пользуйтесь масляными присадками или другими средствами для улучшения работы двигателя, его систем или агрегатов трансмиссии автомобиля.
Для эксплуатации автомобилей рекомендуются современные высокоэффективные моторные и трансмиссионные масла. Поэтому в применении дополнительных присадок нет необходимости, причем в определенных случаях это может приводить к таким повреждениям двигателя или агрегатов трансмиссии, на которые не распространяется гарантия ОАО «АВТОВАЗ».
Жидкости охлаждающие
Марка жидкости | Изготовитель | Нормативный документ |
Тосол-ТС Felix | ТУ 2422-006-36732629 | |
Cool Stream Standard | ТУ 2422-002-13331543 | |
Cool Stream Premium | ОАО «Техноформ», г Климовск, Московская обл. | ТУ 2422-001-13331543 |
АНТИФРИЗ SINTEC | ЗАО «Обнинскоргсинтез», г. Обнинск | ТУ 2422-047-51140047 |
ООО «ТЦ Тосол-Синтез», г Дзержинск | ТУ 2422-068-36732629 | |
АНТИФРИЗ (ТОСОЛ) ЛОНГЛАЙФ | ЗАО «Делфин Индастри», г. Пушкино | ТУ 2422-163-04001396 |
Примечание . Срок службы и замена антифризов в соответствии с сервисной книжкой автомобиля. Смешивание охлаждающих жидкостей разных марок не допускается.
ЖИДКОСТЬ КОНДИЦИОНЕРА
Кондиционер заправлен озонобезопасным фреоном R 134 «А»
Количество — 0,4 кг
В системе кондиционирования используется масло ATMOSGU10.
ЖИДКОСТЬ ДЛЯ АМОРТИЗАТОРОВ
Жидкость ГРЖ-12
Передний амортизатор — 0,12 л
Задний амортизатор — 0,195 л.
Жидкости тормозные
Таблица 7
Примечание. Срок службы и замена тормозных жидкостей в соответствии с сервисной книжкой автомобиля, но не более трех лет.
Стеклоомывающие и специальные жидкости
Марка жидкости | Изготовитель | Нормативный документ |
СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ | ||
ООО «АСД», г. Тольятти | ТУ 2421-001-55894651 | |
ООО «Мультифарма-Самара», г. Самара | ТУ 2384-170-00151727 | |
НПП «Макромер», г. Владимир | ТУ 2451-007-10488057 | |
ЗАО «АО АСПЕКТ», г. Москва | ТУ 2384-011-41974889 | |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ | ||
МОПЗ ВНИИ НП, г. Москва | ||
ЛУКОЙЛ АЖ | ООО «Лукойл ВНП», г. | ТУ 0253-025-00148599 |
ф. «ВАРЯ», г. Нижний Новгород | ТУ 0253-048-05767924 | |
Pentosin Hydraulic Fluid CHS 11S | ф. «Pentosin», Германия | ТТМ 1.97.0964 |
Смазки пластичные
Марка смазки | Изготовитель | Нормативный документ |
Вазелин технический ВТВ-1 | ТУ 38.301-40-21 | |
Вазелин технический ОНМЗ ВТВ-1 | ТУ 0255-195-05767887 | |
Смазка АЗМОЛ ГРАФИТОЛ | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ У 23.2-00152365-178 |
Смазка ЛИМОЛ | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ 38.301-48-54 |
Смазка ЛИТА | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ 38. |
Смазка ЛИТОЛ-24 | ОАО «Азмол», г Бердянск | |
Смазка АЗМОЛ ЛСЦ-15 | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ У 23.2-00152365-180 |
Смазка УНИРОЛ-1 | ОАО «Рикос», г. Ростов-на-Дону | ТУ 38.301-40-23 |
Смазка УНИОЛ-2М/1 | ОАО «Азмол», г Бердянск | |
Смазка АЗМОЛ ФИОЛ-1 | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ У 23.2-00152365-173 |
Смазка АЗМОЛ ШРБ-4 | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ У 23.2-00152365-172 |
Смазка АЗМОЛ ШРУС-4 | ОАО «Азмол», г Бердянск | ТУ У 23.2-00152365-182 |
Смазка ШРУС-4М | ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ», г. Пермь | ТУ 38.401-58-128 |
Смазка Ортол Ш | ОАО «Нефтемаслозавод», г. | ТУ 0254-001-05767887 |
Смазка ЦИАТИМ-201 | ОАО «Азмол», г Бердянск, ОАО «Рикос», г. Ростов-на-Дону, ООО НПФ «РУСМА», г. С.-Петербург, ОАО «Нефтемаслозавод», г. Оренбург | |
Смазка ЦИАТИМ-221 | ОАО «Азмол», г Бердянск, ОАО «Рикос», г. Ростов-на-Дону, ООО НПФ «РУСМА», г С.-Петербург |
Продолжение табл. 9
Марка смазки | Изготовитель | Нормативный документ | |
Смазка твердая Молибдол М3 | ЗАО «Технология», г. С.-Петербург | ||
Графит смазочный «П» | ОАО «Азмол», г Бердянск | ||
Смазка Дитор | ОАО «Рикос», г. | ТУ 0254-007-05766706 | |
Смазка CASTROL S-058 | Фирма «Castrol», Германия | ||
Смазка MOLYKOTE X-106 | Фирма «Daw Corning», США | ТТМ 1.97.0115 | |
Смазка Renolit JP 1619 | Фирма «Fusch», Германия | ТТМ 1.97.0800 | |
Смазка Lucas PFG-111 | Фирма «Lucas TRW», Германия | ТТМ 1.97.0733 | |
Жидкости промывочные для системы смазывания двигателяТаблица 10 | |||
Марка жидкости | Изготовитель | Нормативный документ | |
АВТОПРОМЫВОЧНОЕ | ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», г. Кстово, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», г. | СТО 00044434-0122 | |
МАСЛО ПРОМЫВОЧНОЕ | ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», г. Уфа | ТУ 0253-019-05766528 | |
РОСНЕФТЬ EXPRESS | OAO «Ангарская нефтехимическая компания», г. Ангарск | ТУ 0253-392-05742746 | |
МП СИНТЕТИК МП КЛАССИК | ОАО «Омский НПЗ», г Омск | СТО 84035624-005 |
Примечание. Жидкости промывочные применяются при техническом обслуживании в соответствии с сервисной книжкой во время замены рабочего моторного масла на свежее.
Материалы для антикоррозионной обработки кузова
Жидкость для заправки гидравлической системы рулевого управления
Таблица 12
Перечень изделий, содержащих драгоценные металлы в автомобилях LADA 4х4
Номер изделия | Наименование изделия | Местонахождение драгоценных металлов | Масса в граммах | ||
золото | серебро | палладий | |||
2115-3801010 | Комбинация приборов | В полупроводниках | 0,000263 | 0,016414 | |
2105-3747010-03 | Прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации | 0,0180561 | 0,0208012 | 0,103 | |
2105-3709310/-01 | Трехрычажный переключатель | Покрытие | 0,1664 | ||
2101-3704010-11 | Выключатель зажигания | В контактах | 0,14078 | ||
2105-3710010-03/-04 | Выключатель аварийной сигнализации | В контактах | 0,107 | ||
21213-3709607 | Переключатель обогрева заднего стекла | В контактах | 0,11517 | ||
2113-3709609-10 | Переключатель задних противотуманных фонарей | В контактах | 0,115169 | ||
2104-3709612 | Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла | В контактах | 0,403093 | ||
2107-3709608-01 | Переключатель отопителя | В контактах | 0,265997 | ||
21045-3709280 | Переключатель подогрева топлива | В контактах | 0,170288 | ||
2108-3720010-10/-11/-12 | Выключатель сигнала торможения | В контактах | 0,1681 | ||
Регулятор напряжения генератора | В полупроводниках | 0,0534 | |||
2106-3828110 | Датчик указателя температуры воды | В контактах | 0,0161637 | ||
2105-3747010-02/03 | Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации | Золото в полупроводниках, серебро в контактах | 0,00021 | 0,0731 | |
2105-3747210-12 | Реле включения дальнего света фар | В контактах | 0,055 | ||
2105-37470-1010-12 | Реле включения ближнего света фар | В контактах | 0,055 | ||
2105-3747210-02 | Реле фароочистителя | В контактах | 0,137 | ||
2114-3747610 | Реле задних противотуманных огней | Золото в полупроводниках, серебро в контактах | 0,000998 | 0,034935 |
Устройство системы охлаждения и возможные неисправности
В составе любого автомобиля есть несколько основных систем, без правильного функционирования которых все преимущества и удовольствие от владения могут быть сведены на нет. Среди них: система питания двигателя, выхлопная система, система электрооборудования, а также система охлаждения двигателя. Можно долго спорить, что из них важнее или важнее и чему следует уделить основное внимание. На самом деле каждая система и даже отдельный узел нуждаются в заботе и уходе.Проще всего это понять, проведя аналогию между автомобилем и живым организмом. Запусти всего один орган — и попадешь в беду.
В этой статье мы поговорим о системе охлаждения автомобиля «Нива Шевроле». Будут рассмотрены следующие вопросы:
— устройство и состав системы охлаждения;
— недостатки — на что следует обратить особое внимание;
— профилактика и осмотр — гарантия долгой работы всего устройства;
— варианты неисправностей и способы их эффективного устранения.
Структура и основные компоненты системы
Для того, чтобы иметь хорошее представление о рабочей системе, достаточно увидеть перед собой ее структуру и компоненты. Уже только на основе схематического рисунка можно составить картину работы и увидеть слабые места. Не исключение и система охлаждения. «Нива-Шевроле» представлена закрытой, принудительно циркулирующей конструкцией.
Как видно из рисунка, система содержит такие важные компоненты:
- радиатор;
- вентиляторы охлаждения;
- термостат;
- охлаждающие трубы и печи;
- вентиляторный насос;
- расширительный бачок;
- Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Без правильной работы любого из этих элементов вся система охлаждения двигателя будет неэффективной. «Шевроле-Нива» фактически зависит от этих составляющих.
Назначение и принцип действия
Двигатель автомобиля в эксплуатации подвергается значительному нагреву. Внутри цилиндров температура газов достигает 2000 градусов Цельсия. Для снятия этого температурного напряжения предназначена система охлаждения. Для этого в двигателе предусмотрена так называемая водяная рубашка — система каналов, по которым проходит охлаждающая жидкость.За счет принудительной циркуляции происходит отвод тепла.
Трубки, помпа, термостат — вот и вся система охлаждения. «Нива Шевроле», схема подачи тосола или тосола которой представлена на рисунке выше, охлаждается достаточно быстро. Это обеспечивается водяным насосом, который, в свою очередь, работает от шкива коленчатого вала через поликлиновой ремень. На холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости до 78°С) термостат закрыт и циркулирует по «малому кругу», минуя радиатор охлаждения.В «малом круге», кроме рубашки двигателя, обязательны радиатор отопителя и блок подогрева дроссельной заслонки.
После прогрева двигателя, а значит и антифриза (свыше 80°С), термостат открывается, охлаждающая жидкость циркулирует через основной радиатор охлаждения. Радиатор имеет два вертикальных пластиковых бака и алюминиевую центральную часть из горизонтальных трубок. Тосол поступает по верхнему патрубку в правый бачок, а выходит из радиатора через выходной патрубок из левого бачка.Вот сливная пробка с радиатора.
Система управления
Электроника в автомобиле доминирует над элементами любой системы, система охлаждения не исключение. «Нива Шевроле» имеет управление циркуляцией антифриза, основанное на работе контроллера, данные о котором поступают с датчика температуры, и блока управления. На радиаторе охлаждения закреплен кожух с двумя сдвоенными вентиляторами. В народе их называют «карлсонами». Информация о повышении температуры антифриза поступает от датчика температуры, который установлен в блоке двигателя.А уже управление осуществляется непосредственно компьютером (электронным блоком управления).
При определенном, запрограммированном превышении температуры сначала включается один правый вентилятор, а затем оба в усиленном режиме. Для разных версий прошивки блока управления первый вентилятор включается с 98°С, а сразу оба со 100°С или 102°С. Повышенный режим работы отключается после снижения температуры до 93°С. варианты, где одновременно работают только два вентилятора, что не всегда удобно.Этот нюанс является одним из самых слабых звеньев в системе охлаждения. Иногда достаточно перепрошить компьютер, чтобы добиться оптимального режима работы вентилятора, и все налаживается.
Прочие компоненты системы охлаждения
Помимо основных важных компонентов системы охлаждения, таких как радиатор, термостат, водяной насос и фанкойл, не стоит забывать о вспомогательных элементах. Есть еще патрубки системы охлаждения. «Шевроле-Нива» тоже зависит от этих элементов.Иногда простой незатянутый хомут патрубка может привести к перегреву теплоносителя. А все потому, что через негерметичное соединение будет утечка.
Расширительный бачок автомобиля имеет пробку впускного и выпускного клапанов. Самое интересное для нас — градуировка — предназначена для поддержания необходимого давления в системе. Это сделано для того, чтобы быстрее прогреваться при повышенном давлении, а значит, двигатель быстрее выйдет на рабочую температуру. В случае резкого повышения температуры (термостат заклинивает и не успевает открыться) срабатывает клапан в пробковом бачке и сбрасывает избыточное давление.
Возможные неисправности системы охлаждения
Необходимая температура поддержания системы охлаждения двигателя. «Шевроле-Нива» может быстро перегреться, а это почти всегда приводит к ремонту силового агрегата. Поэтому важно заранее предотвратить любые возможные проблемы. Профилактика — прежде всего. Что я должен искать в первую очередь?
К слабым местам «Шевроле Нивы» относятся:
- Расширительный бачок и его пробка с вентилем;
- водяной насос;
- электрическая система управления радиаторами;
- термостат;
- радиатор;
- ремень генератора;
- системные соединения.
Неисправности системы охлаждения «Нивы Шевроле» хорошо изучены. Ведь эта модель находится в эксплуатации с 2002 года. Соблюдая рекомендации, можно избежать практически всех проблем, связанных с перегревом двигателя.
Расширительный бачок
Казалось бы, в чем может быть проблема? Простое изделие из пластика, но стоит на первом месте в списке недостатков. Дело в том, что качество материала для бака оставляет желать лучшего.По поводу треснувшего бака написано много страниц форумов. Он просто не выдерживает рабочего давления системы. Из самых популярных решений этой проблемы есть два.
Самый простой вариант — снизить рабочее давление. Да, двигатель будет набирать рабочую температуру медленнее, чем планировалось конструкторами. Как показывает практика, задержка в несколько минут не критична, а весь расширительный бачок — награда за такое решение. При этом материальных затрат нет – жало протыкается пробкой или не закручивается до конца.
Во втором варианте родной расширительный бачок поменять. Наиболее популярна замена на аналоги от европейского концерна VW. Форма и размеры для русских кулибиных не имеют значения. Главное быть крепким и не треснуть. Материальные вложения при замене материалами составляют примерно 500-700 руб.
Частичное решение проблемы достигается заменой только пробки бака, рассчитанной на более низкое давление. Этот вариант средней стоимости, но наиболее трудно найти варианты.
С 2013 года автопроизводитель также решил проблему, начав выпуск расширительных бачков из более надежного и качественного материала.
Помпа водяная от «Нивы Шевроле»
Что может быть проще: помпа и система охлаждения. «Шевроле Нива» гарантирует грамотную работу с качественными комплектующими. Но вот как раз водяной насос здесь и является слабым звеном. Бывают случаи, когда эта деталь превращается в расходный материал и меняется так же часто, как и фильтры.
Причин выхода из строя помпы может быть несколько.Чаще всего это малый ресурс и некачественная сборка. Благо сейчас большой выбор производителей, и можно выбрать для себя самую долговечную деталь.
Самостоятельная замена насоса особых трудностей не представляет. Но, как и в любой работе, есть нюансы. Особое внимание следует уделить необходимым зазорам при установке, чтобы приводной ремень находился в одной плоскости со всеми точками крепления.
Неисправности в электрических цепях
Среди основных проблем, которые могут возникнуть в цепи ЭБУ, — вентиляторы, это банальная проводка, а также предохранители.Предохранители проверяются проще всего. Потом, если не поможет, с помощью «прошивки» ищется проблема в проводах. Иногда вентилятор просто заклинивает из-за недостаточной смазки. Проверено механически на заглушенной машине. Если крыльчатка туго крутится рукой — причина в этом.
Проблема с системой охлаждения? «Нива Шевроле» может отклеиваться в системе анифриса из-за старой прошивки блока управления. Важно, чтобы вентиляторы включались в нужный момент и также своевременно выключались.В разных прошивках запрограммировано разное значение параметров контроля температуры. При необходимости при проблемах с вентилятором проверяется двухпозиционное реле.
Термостат и возможные проблемы
Стабильная работа термостата – это своевременное открытие канала, по которому охлаждающая жидкость направляется в радиатор. Если этого по каким-то причинам не происходит — антифриз циркулирует только по малому кругу и быстро прогревает двигатель до критических температур.Так же не будет работать термостат. Как «Нива-Шевроле» может так себя вести? Система воздушного охлаждения вообще не нужна, потому что образует пробку. Термочувствительный элемент отвечает за эффективную работу термостата. Если он перестанет справляться со своей функцией – термостат следует заменить.
Новый термостат перед установкой рекомендуется проверить на работоспособность. Это делается путем нагревания воды в баке при опущенном термостате. При достижении температуры открытия убедитесь, что он работает, а затем, после остывания, закрывается.
Радиатор «Нива Шевроле»
Родной радиатор на автомобиле является достаточно надежным узлом. Для профилактики рекомендуется чистить и мыть снаружи. Алюминиевая решетка не должна забиваться, так как это значительно снижает теплоотводящие свойства. Также следует регулярно осматривать его на наличие механических повреждений и протечек. При длительной эксплуатации автомобиля имеет смысл прочистить каналы радиатора изнутри. Для этого существуют специальные добавки и готовые растворы.
Если есть необходимость замены — есть смысл подумать над медным вариантом. Теплоотводящие свойства меди лучше, чем алюминия, и устройство в целом будет гораздо эффективнее охлаждать антифриз.
Что касается качества антифриза, то не нужно забывать проверять его плотность ареометром. Особенно это актуально при зимней эксплуатации автомобиля. От системы охлаждения можно полностью отказаться. «Нива Шевроле» и возможные неисправности ее радиатора не должны портить настроение.Лучше всегда иметь концентрат в запасе. Тогда в случае недостаточной плотности охлаждающей жидкости можно будет все исправить.
Почему важен ремень генератора?
Ремень генератора через шкив коленчатого вала приводит в движение насос. Если он сломается, то помимо того, что генератор перестанет заряжать аккумулятор и питать все электрооборудование в автомобиле, перестанет функционировать и насос. В этом случае высока вероятность перегрева двигателя, поскольку при этом прекращается циркуляция антифриза.
От того, как будет натянут ремень генератора, зависит вся система охлаждения. Шевроле Нива будет работать в гидронасосном агрегате только на части мощности, из-за проскальзывания помпы. Все это приводит к дополнительному нагреву двигателя. Своевременный осмотр и ленточный подъемник обезопасят и вас, и ваш автомобиль.
Трубки системы охлаждения
Как шланги могут повлиять на работу системы охлаждения автомобиля? «Шевроле Нива» ничем не отличается от других автомобилей. Насадки требуют простого внимания и своевременной подтяжки хомутов во всех точках крепления.Слабое место — соединение выхлопной трубы с радиатором. При избыточном давлении любой некачественный крепеж может дать течь, что недопустимо. Не забудьте про трубы в системе отопления. Они реже, чем подкапотные, но тоже могут дать течь. Как и любое резиновое изделие, шланги со временем просто стареют и требуют своевременной замены.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, что в автомобиле продумана грамотная система охлаждения. «Нива Шевроле» 2123 при должном уходе долгое время сохраняет работоспособность.Достаточно осмотреть и при необходимости долить охлаждающую жидкость.
Chevrolet Malibu (2003) — схема блока предохранителей
Chevrolet Malibu (2003) — схема блока предохранителей
Год выпуска: 2003
Блок предохранителей панели приборов — левый
Chevrolet Malibu — схема блока предохранителей — панель приборов (левая сторона)Предохранитель | Использование |
А | Стеклоочистители |
Б | Разблокировка багажника и удаленный вход без ключа |
С | Сигнал поворота |
Д | Зеркала с электроприводом |
Е | Подушка безопасности |
Ф | Блок управления функциями кузова |
Г | Модуль управления силовым агрегатом (PCM) |
Н | Дверные замки |
Ж | Модуль управления функциями кузова/комбинация приборной панели |
МИКРОРЕЛЕ ТРАНК РЕЛ | Удаленная разблокировка соединительной линии |
ЦЕПЬ BRKR PWR СИДЕНЬЯ | Сиденья с электроприводом |
МИКРОРЕЛЕ DR UNLOC | Дверные замки |
МИКРОРЕЛЕ DR LOCK | Дверные замки |
ДРАЙВЕРЫ МИКРОРЕЛЕ DR РАЗБЛОКИРОВКИ | Дверные замки |
СТОП ЛПС | Стоп-сигналы |
ОПАСНОСТЬ LPS | Аварийная сигнализация |
ПК/ОВКВ BATT | Комбинация приборов, климат-контроль |
Блок предохранителей панели приборов, правый
Chevrolet Malibu — схема блока предохранителей — панель приборов (правая сторона)Предохранитель | Использование |
А | Подсветка приборной панели, регулятор яркости |
Б | Переключатели круиз-контроля |
С | Система климат-контроля |
Д | Круиз-контроль |
Е | Противотуманные фары |
Ф | Лампы освещения салона, блок управления функциями кузова |
Г | Радио |
Н | Люк |
ЦЕПЬ BRKR PWR WNDWS | Электростеклоподъемники |
МИКРОРЕЛЕ ПРОТИВОТУМАННАЯ LPS | Противотуманные фары |
Блок предохранителей в моторном отсеке
Блок предохранителей в моторном отсеке расположен со стороны водителя в моторном отсеке, рядом с фильтром воздухоочистителя.
Предохранители | Использование |
1 | Замок зажигания |
2 | Правая электрическая центральная противотуманная фара, радио, модуль управления функциями кузова, внутреннее освещение |
3 | Левый электрический центр — стоп-сигналы, аварийные фонари, модуль управления функциями кузова, кластер, система климат-контроля |
4 | Антиблокировочная система тормозов |
5 | Замок зажигания |
6 | Не используется |
7 | Левый электрический центральный электропривод сидений, зеркал с электроприводом, дверных замков, открывания багажника и дистанционного управления замком |
8 | Вентиляторы охлаждения #1 |
Реле | Использование |
9 | Задний обогреватель |
10 | Не используется |
11 | Не используется |
12 | Охлаждающий вентилятор №1 |
13 | Вентилятор HVAC (климат-контроль) |
14 | Охлаждающий вентилятор #2 |
15 | Вентилятор охлаждения |
16 | Компрессор кондиционера |
17 | Не используется |
18 | Топливный насос |
19 | Автоматическая система фар |
20 | Автоматическая система фар |
21 | Звуковой сигнал |
22 | Дневные ходовые огни (ДХО) |
Микрореле | Использование |
16 | Компрессор кондиционера |
17 | Не используется |
18 | Топливный насос |
19 | Автоматическое управление освещением |
20 | Автоматическое управление освещением |
21 | Звуковой сигнал |
22 | Дневные ходовые огни (ДХО) |
Предохранители | Использование |
23 | Запасной держатель предохранителя |
24 | Запасной держатель предохранителя |
25 | Запасной держатель предохранителя |
26 | Запасной держатель предохранителя |
27 | Запасной держатель предохранителя |
28 | Запасной держатель предохранителя |
29 | Запасной держатель предохранителя |
30 | Запасной держатель предохранителя |
31 | Запасной держатель предохранителя |
32 | Запасной держатель предохранителя |
33 | Задний обогреватель |
34 | Дополнительные розетки, прикуриватель |
35 | Генератор |
36 | Не используется |
37 | Компрессор кондиционера, блок управления функциями кузова |
38 | Автоматическая коробка передач |
39 | Модуль управления силовым агрегатом (PCM), зажигание |
40 | Антиблокировочная система тормозов (АБС) |
41 | Система зажигания |
42 | Фонари заднего хода, блокировка переключения передач с тормозом |
43 | Звуковой сигнал |
44 | ПКМ |
45 | Стояночные огни |
46 | Система климат-контроля |
47 | Клапан продувки адсорбера, PCM, система рециркуляции отработавших газов, кислородный датчик с подогревом |
48 | Топливный насос, Форсунки |
49 | Не используется |
50 | Правая фара |
51 | Левая фара |
52 | Вентилятор охлаждения |
53 | Вентилятор HVAC (климат-контроль) |
54 | Не используется |
55 | Охлаждающий вентилятор №2, заземление |
56 | Съемник предохранителей |
57 | Не используется |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Назначение клемм и жгутов для отдельных разъемов зависит от уровня комплектации автомобиля, модели и рынка.
Газ на «Шевроле Нива»: особенности, преимущества и отзывы
«Нива» — пожалуй, самый известный российский внедорожник. К сожалению, за все время выпуска эта машина не подвергалась существенным модернизациям. Существенные изменения произошли только с выходом новой модели — «Шевроле-Нива». Автомобиль получил другой кузов и салон, но двигатель остался прежним. В результате многие проблемы «перекочевали» на новую «Ниву».Это не только малая мощность, но и большой расход топлива. В среднем Шевроле Нива потребляет около 15 литров бензина по городу. Это очень большой показатель для простого 1,6-литрового двигателя. Конечно, в сегодняшних реалиях содержать такой автомобиль было бы накладно. А для снижения эксплуатационных расходов многие водители устанавливают ГБО на Ниву Шевроле. Каков результат и как производится установка? Обо всем этом и не только читайте далее в статье.
Особенности
Ключевой особенностью ГБО является то, что двигатель с небольшими изменениями работает на другом виде топлива.Вместо классического бензина в камеру сгорания поступает пропан-бутан в смеси с воздухом. Принцип работы двигателя не меняется. Однако для работы системы требуется редуктор-испаритель, отдельные линии, бак, мультиклапан и другое оборудование. Без этих компонентов система работать не будет.
Какие преимущества?
Что говорят про ГБО на Шевроле Нива отзывы? Основным преимуществом является стоимость топлива. Пропан-бутан вдвое дешевле бензина.При этом автомобиль расходует примерно одинаковое количество топлива. То есть на сотню уходит все те же 15 литров. иногда цифра может увеличиться процентов на 5-7, но не более (иначе нужно подгонять Хива Нива-Шевроле). Стоимость содержания внедорожника снижается вдвое. В то же время это топливо отличается более щадящими продуктами сгорания. В отличие от бензина, газ не оставляет осадка. Свечи после 30 тысяч километров абсолютно чистые, по отзывам. То же самое касается масла.Никакой копоти он не впитывает, потому что взять его неоткуда. Отработка при сливе не такая черная, как говорят владельцы. Еще один момент – высокое октановое число. Если бензин это 92-98, то газ аж 102. Это значит, что детонация двигателя будет исключена полностью. Отметим, что из-за высокого октанового числа газ подходит и для двигателей с турбонаддувом. Главное, чтобы система была правильно настроена.
Продолжаем перечислять преимущества Нивы Шевроле на газу.Экономия денег на заправке — не единственный плюс. Мощность машины не уменьшается, тяга тоже не пропадает. Внедорожник ведет себя так же, как и на бензине.
О недостатках системы
Поскольку пропан-бутан имеет несколько иной состав, чем бензин, перед сжиганием такое топливо необходимо подогреть. Дело в том, что при контакте с воздухом такой газ внезапно замерзает. Даже в жаркий летний день пропан-бутан имеет свойство замерзать. Именно поэтому в системе имеется редуктор-испаритель, подключенный к штатной системе охлаждения двигателя.Горячий антифриз прогревает коробку передач, а газ не замерзает, а нормально смешивается с воздухом. Летом двигатель можно запустить на газу, а вот зимой не получится. Нужно сначала выждать время пока прогреется редуктор-корректор от штатной ОДС. И после этого можно переходить на газ. То есть зимой сразу завести на ГБО не получится, придется ждать, пока машина прогреется на бензине, или прогреваться на ходу, а потом переходить на пропан — так говорят владельцы. Таким образом, полностью отказаться от бензина не получится.Он все равно должен присутствовать в баке (даже летом, хотя бы для того, чтобы не сгорел электробензонасос, если нет соответствующего выключателя).
Следующий недостаток — стоимость самой системы и стоимость установки. Точная цифра будет зависеть от поколения газового оборудования (этот момент мы рассмотрим позже), но в любом случае для перехода на ГБО нужно потратить на работу и материалы не менее 17,5 тысяч рублей. Кроме того, самостоятельно установить новейшее оборудование четвертого поколения будет затруднительно (да и его нужно еще правильно настроить).
ГБО поколения Pro
Всего на сегодняшний день существует пять поколений газовых установок. Однако на «Шевроле-Ниву» (как и на другие автомобили в России) устанавливаются в основном два типа ГБО. Это системы второго и четвертого поколения.
Второе поколение универсально и может устанавливаться как на карбюраторные, так и на инжекторные автомобили. Система оснащена узлом учета газа, что позволяет вручную регулировать состав смеси.
Четвертое поколение более современное и отличается тем, что газ впрыскивается прямо в цилиндры. То есть пропан в трубе не смешивается с воздухом, как в ГБО-2. Система подготавливает оптимальный состав смеси. Для каждого цилиндра имеется отдельная форсунка (газовая форсунка). У него есть специальный блок управления, который получает сигнал от ЭБУ. Если говорить о первых впечатлениях, то у Нивы-Шевроле с ГБО 4 поколения расход топлива такой же, как и на бензине.Во втором поколении он немного больше, как говорят владельцы. А вот система ГБО-4 будет дороже.
Особенности выбора баллона
При установке ГБО на Шевроле Нива нужно заранее определиться с тем, какой тип цилиндра будет. Есть два варианта:
- Цилиндрический. Это классический газовый баллон. Устанавливается в багажник или под днище. В первом случае баллон будет скрадывать много места, поэтому многие монтируют его под днищем.Однако для этого придется немного изменить конфигурацию выхлопной системы и фаркопа.
- Тороидальный. На данный момент лучшее решение. Баллон установлен вместо штатной запаски и имеет форму таблетки. Не скрадывает место в багажнике, при этом он имеет достаточно большой объем (около 50 литров).
Еще одной особенностью ГБО на Шевроле Нива является установка клапана наддува. Его лучше расположить возле основной горловины для заливки бензина.
Как вариант, многие устанавливают клапан в бампер, проделав там отверстие соответствующего размера. Решение проще, но со временем элемент может заржаветь, так как на него будет постоянно набрасываться снег и песок. В какой-то момент мяч перестанет держать давление. Это не критично, т.к. на самом цилиндре тоже есть такой механизм. Но после заправки весь газ, который находится между баком и клапаном, будет выходить наружу, вызывая дикое шипение.
Важный момент — выбор и монтаж магистрального газопровода.Несколько лет назад автовладельцы поголовно выбирали медные трубы. Да, они долговечны и кажутся надежными. Но с годами внутри неизбежно образуются окислы. Это засоряет фильтр и препятствует нормальному прохождению газа по трубопроводу. Поэтому сейчас все больше мастеров отказываются от медных трубок в пользу пластиковых. Они не менее надежны, не перетираются, внутри не образуются окислы. Поэтому если и выбирать тюбик, то только пластиковый — так советуют отзывы. И крепить их лучше к бензопроводу.
Установка коробки передач и других элементов: особенности
Если на Шевроле Нива установлено ГБО, то коробку передач можно монтировать в самом начале работ. Главное – определить его местонахождение. Он фиксируется на корпусе. Ни в коем случае не монтируется на мотор. Также к коробке передач должен быть хороший доступ. Далее после установки элемента необходимо выполнить врезку в СОД. По завершению необходимо снять магистраль высокого давления, а также патрубок с вакуумом.
Далее следует произвести врезку форсунок (желательно на снятом коллекторе). Сверлить нужно очень аккуратно и аккуратно, чтобы газовый штуцер совпадал с бензиновыми форсунками. Новые газовые форсунки должны располагаться под таким же углом и располагаться рядом друг с другом. Отверстия для отверстий имеют резьбу.
Обратите внимание, предварительно нужно смазать резьбу высокотемпературным герметиком. После этого коллектор ставится на место (обязательно на новой прокладке). Затем можно монтировать газовую рампу.Последний будет закреплен на верхней части впускного коллектора.
На следующем этапе прокладывается линия подачи газа от редуктора и монтируется фильтр газоочистки. Финишная часть — электрика. Но тут лучше доверить работу профессионалу, который правильно прозвонит проводку в Ниве.
Что делать с фаркопом и глушителем?
Если в качестве бака был выбран классический цилиндрический бак и принято решение разместить его снизу, то нужно подумать о фаркопе (если он есть).Оптимальный вариант – установить уже переделанный элемент от Bertone. Но можно доработать и штатную сцепку. Для этого берется труба диаметром 34 миллиметра и делается изгиб, который в точности повторяет окружность нашего цилиндра. Затем нужно сдвинуть и подрезать монтажную пластину, снять дополнительную скобу. Последний может опираться на заправочный клапан. После выполнения всех процедур важно проверить прочность фаркопа.
Также следует обратить внимание на глушитель.Он требует небольшой доработки. Владельцы практикуют следующую схему: устанавливают два глушителя, которые последовательно приваривают друг к другу. Со второго глушителя необходимо снять патрубок с изгибом под цилиндр.
Регулировка
Обратите внимание, что вы не можете настроить HBO специально для сохранения. Машина должна кушать столько, сколько должна. Если в цилиндры попадет чрезмерно бедная смесь, это вскоре приведет к прогоранию клапанов. Произойдет это не сразу, а через 30-40 тысяч километров.Ни о какой экономии здесь не может быть и речи. При правильной настройке ГБО ресурс мотора будет таким же, как и на бензине (если не больше). Мотор работает мягче, а загрязнение минимальное.
Эксплуатация и техническое обслуживание
После установки газа на Ниву-Шевроле многих интересует, как эксплуатировать машину дальше. Должен ли я делать дополнительную работу при обслуживании? Перво-наперво. Итак, первое масло. В наших условиях менять его необходимо каждые 10 тысяч километров.Как мы уже говорили ранее, после установки газа на «Ниву-Шевроле» масло не будет так быстро чернеть. Но это не значит, что его нужно менять реже. Регламент остается прежним – раз в 10 тысяч километров. Масляный фильтр имеет такой же интервал замены.
Газовый фильтр
Что будет добавлено после установки газа на «Ниву-Шевроле», так это газовый фильтр. Он установлен в моторном отсеке. Иногда он располагается рядом с коробкой передач. Процедура замены этого элемента составляет 20-30 тысяч километров пробега.Раньше менять его нет смысла. Газ не такой грязный, и, как показывает практика, после 10 тысяч бумажный фильтрующий элемент только начинает приобретать темный оттенок. Но не экономьте и просто продуйте фильтр. Стоит копейки, но выдуванием внешних частиц мы не увеличим емкость старого элемента. Поэтому фильтр меняют не часто, а всегда на новый.
Конденсат
Примерно раз в год необходимо сливать конденсат из газового редуктора.Для этого в механизме предусмотрен специальный клапан, который откручивается шестигранным ключом. Учтите, что на старых коробках передач такого отверстия может не быть. Но если он есть, не ленитесь сливать такой конденсат. Оттуда обычно выливается черная маслянистая жидкость.
После пяти и более лет эксплуатации можно «грешить» шариком на заливную горловину. Его цена также незначительна, поэтому, если после заправки клапан начинает шипеть, стоит заменить этот шар. В остальном ГБО на Шевроле Нива (ГБО 4 поколения и 2 в том числе) внимания не требует.
Заключение
Это все, что вам нужно знать об установке газа на «Ниву Шевроле». Как видите, в эксплуатации система непривередлива. А экономия от бензина на Шевроле Нива очевидна — на заправку уходит половина денег.
.