Как выговаривать букву г – Если ребенок не выговаривает букву К, Г, Х

Если ребенок не выговаривает букву К, Г, Х

7 Ноябрь 2017       ditim      Главная страница » Бабушкин архив      Просмотров:   347

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает букву (звук) — К. О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х». Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.

Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х».

При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»— его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).

В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.

Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:

  • ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.

По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».

  • При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его.
  • Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях — в слогах, словах, фразах.
  • Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д.
  • Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
  • Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков.
  • Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.

Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи — логопеду.

Похожие статьи

    Метки: дети, семья     

babudacha.ru

Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш
    . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук, он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й. Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке. Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус. Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка. Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк. Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок. Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки. Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее.
    Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел. Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

КАК ПРОИЗНОСИТЬ БУКВУ» Г»? | Наука и жизнь

После многолетней разлуки случайно встретила на улице свою школьную подругу. Поговорили, повспоминали… Но вот что меня поразило — подруга как-то странно произносит букву «г». Откуда это, ведь она родилась в Москве?

М. Глазова (г. Москва).

Произношение г как гх (с помощью г мы обозначили звонкость этого звука, а с помощью х — его некоторую долготу, протяженность наподобие украинского) характерно для южно-русского просторечия.

В русском алфавите нет буквы для обозначения этого звука, и современному русскому литературному языку он не свойствен. В XVIII-XIX вв. звук гх был принадлежностью высокого стиля русского литературного произношения и звучал в стихах и в церковных текстах (возможно, под влиянием литературного украинского языка, поскольку украинское духовенство на Московской Руси было в большом почете). В наши дни этот звук сохраняется как нормативный в словах бога, богу, ей-богу. Некоторые люди произносят звук гх в словах благо, богатый. Другие преднамеренно произносят этот звук в своих фамилиях, чтобы со слуха записали правильно: Тагунов (чтобы не путали с Табунов), Горкин (чтобы не путали с Коркин), Городков (чтобы не путали с Коротков).

Употребление звука гх за пределами этих позиций для русского литературного языка наших дней ненормативно. Тем не менее в последнее время началась ощутимая экспансия этого гх на север, в другие русские диалекты и в литературный язык.

Привыкнув к речи представителей разных говоров, мы обычно не придаем этому большого значения. Но вот человек, долгое время проживший за границей и недавно приехавший в Москву, был поражен. Первый вопрос, который был мне задан при встрече: «Почему люди, выступающие по радио, вместо г говорят гх?» Почему человек, хорошо владеющий нормами русского литературного языка, вдруг начинает произносить русское г наподобие украинского? По-видимому, в этом виновата мода. Ряд высокопоставленных лиц в нашем государстве в свое время произносили г именно так. Людям при живом общении свойственно копировать друг друга, при этом более слабый стремится подражать более сильному, полагая, что тот во всем прав. Некоторые считают, что речь, в которой звучит гх, более убедительна. Но это неверно, родной язык не следует коверкать.

www.nkj.ru

Звуки на месте буквы «г» в русских диалектах и говорах

В русских диалектах различаются три вида звуков, которые произносятся на месте звука [г], обозначаемого в литературном русском языке буквой г. Это [г], [?] и [h]. Наша задача – узнать разницу в их произношении.

Звук [г] – взрывной, заднеязычный, звонкий согласный. Задняя часть языка поднимается к небу и образует смычку, преграду. Взрыв этой смычки потоком воздуха (отсюда название «взрывной») и есть звук [г].

Его глухой парой является [к]. Русская литературная норма предписывает именно такое произношение [г]. Такой же звук произносится на месте буквы г в подавляющем большинстве среднерусских говоров и говоров северного наречия.

Звук [?] – щелевой, заднеязычный, звонкий согласный. Здесь также задняя часть языка приближается к небу, но не примыкает плотно, а оставляет щель для прохода воздуха. В отличие от [г], который произносится мгновенно, звук [?] можно тянуть почти так же, как гласный. Он образуется трением воздуха о язык и небо. Звук [?] также имеет в русском языке глухую пару – [х]. Звук [?] на месте литературного [г] свойствен южнорусскому произношению.

В южнорусских говорах существует еще один вид произношения звука на месте буквы г. Это [h] – щелевой, или фарингальный, звонкий согласный. Подобно звуку [?], он щелевой, но щель, сквозь которую проходит воздух, образуют не язык и небо, а корень языка и стенка зева. Этот же звук есть в словацком и чешском литературных языках (чеш. hruza, noha, слвц. hroza, host). Звук того же образования, но глухой есть в английском (hand, help) и немецком языках (Hand, helfen).

Говорящие на русском литературном языке и носители говоров севернорусского наречия и среднерусских говоров сразу выделяют чуждое им южнорусское произношение звуков [?] и [h], но обычно не находят между ними разницы. Лишь натренировав свое ухо, можно услышать разницу между этими звуками. И сами жители западно- и южнорусских деревень тоже осознают разницу между своим и «городским» (т. е., в их понимании, литературным) произношением: Мы, простые люди, гакаем (т. е. произносим [?] или [h]), не привучилисъ, как у городе.

Итак, взрывному [г] противопоставлены два щелевых звука: [?] и [h]. К сожалению, нельзя начертить на карте границу распространения [h], можно лишь сказать, что это говоры, соседние с Украиной и Белорусью. В украинском литературном языке буква г читается именно так, такое же произношение свойственно большинству украинских говоров. В Белоруси литературным считается произношение [?], а в диалектах нередко отмечается звук [h].

На территории распространения [?]/[h] под влиянием литературного языка нередко появляется и произношение [г]. Но и в среднерусских говорах и говорах севернорусского наречия есть несколько слов, которые произносятся с [?]-щелевым. Это слова церковно-книжного происхождения: Бог, богатый, благо, Господь. С давних пор в церковном богослужении произношение [?] было обязательным для всех слов. Почему же вне церкви [?] сохранился именно в этих словах? Потому что во время службы и в обиходе эти слова были наиболее часто употребительны. И в литературном языке, где, как мы уже знаем, принято произношение [г]-взрывного, еще в середине нашего века эти слова произносили с [?].
Посмотрите любую телевизионную постановку спектаклей МХАТа или Малого театра шестидесятых годов. Прислушайтесь к произношению старых актеров. В каких словах они произносят [?]-щелевой?

И сейчас многие произносят в междометии господи!, звук [?], а в слове Бог конечный звук [х] – результат закономерного оглушения [?], также как [с] в слове воз – закономерное оглушение [з]. Здесь хорошей иллюстрацией может стать рифма в стихах и пословицах. Заметьте, что в пословице Бог-то Бог, да и сам не будь плох в слове Бог должен звучать [х], иначе рифма не будет соблюдена.

Прочитайте вслух отрывки из стихов С. Есенина:

Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.

Если вам покажется «некрасивой» рифма мох – рог, смех – снег, луг – петух, значит, вы не поняли, что поэт произносил конечное г как [х]: [мох] – [рох] (а не [рок]).
Теперь также вслух прочитайте стихи А. С. Пушкина:

I. Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
II. Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?
Но надо знать и честь: полгода снег да снег

Посмотрите, Пушкин рифмует снег со словом рек, а Есенин – со словом смех. Дело в том, что Есенин был родом из крестьян Рязанской губернии. В его речи сохранились диалектные особенности. Видимо, на месте литературного [г] он произносил звук [?], закономерно глухой парой которого в конце слова является [х]. Пушкин же говорил на правильном литературном языке, где принято произносить [г]-взрывной; на конце слова этот звук чередуется с глухим взрывным звуком [к].

Материал создан: 08.12.2015

комментарии к статье



iamruss.ru

Объясните мне, почему Украинцы не выговаривают букву Г так сказать «хэкают»?

А украинцы на нас удивляются, ну и что?

Чем теплее климат, тем, обычно, меньше объём мозга и примитивнее анатомия голосового аппарата. При этом сужается диапазон и разнообразие произносимых звуков. Затрудняется чёткое отделение слов друг от друга, организуются лёгкие плавные переходы между словами с помощью паразитных гласных. Вроде

особенности национального говора

А французы так вообще картавят, англичане «Р» как-то не так выговаривают, китайцы вообще не в состоянии произнести «Р», а японцы «Л»… -почему? Ответ: «потому! «

Это из области «Великорусских говоров». Если помните, славяне были северные и южные. Произношение отличалось по нескольким признакам. В частности про «хэканье» южные славяне отличались произношением фрикативного (гортанного) звука, то есть вместо «Галя», они говорили «Халя». Украинцы — южные славяне. Это различие между северным и южным говором сохранилось у них до сих пор.

Отлично выговаривают. Есть даже такая буква у них в алфавите — Ґ — читается как русская г. Другой вопрос, почему одна употребляется гораздо чаще, чем другая. А вот почему ты украинскую Г не выговариваешь? От холодного климата мозги смёрзлись, как у Новицкого, и голосовой аппарат свело?

как исторически сложилось — так и сложилось. И настоящая Г у них тоже есть.

Потому что это «южный говор» так принято, ничего зазорного в этом нет . Например москвичи налегают на букву А, а воложане на О, по началу необычно, а потом не обращаешь внимание .

Так устроен аппарат для воспроизведения звуков.

В русском языке этот звук когда-то произносился так же, но сейчас во многих словах он заменён на «г», «ж», «з». Кстати, «гэкают» не только украинцы, но и чехи, греки, голландцы.. .

touch.otvet.mail.ru

Можно ли в 20 лет научиться букву «Р» выговаривать? Если да, то как? 🙂

К логопеду сходите.

Можно конечно пробуй вообщем стихи учить с частым повторением буквы р но подругому никак сам 3 недели по утрам говорил уже все норм не картавлю:)

К у логопеда долго учился.. В начале обучения в школе. =) Взрослому сложнее наверное будет, но возможно.

есть специальные упражнения… <a rel=»nofollow» href=»http://ХХХsetadra.ru/2013/03/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r/» target=»_blank»>http://ХХХsetadra.ru/2013/03/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r/</a>

Лучше позже, чем никогда. Это про логопеда. Если проблема серьезная, а 20 лет — срок серьезный, то нужна помощь СПЕЦИАЛИСТА, а не просто попытки порычать…

Не парся! Я уже 45 как не выговариваю и живу в ус не дую! Руки ноги есть это главное! Будеш на этом акцентироаать свое внимание, заработаеш комплекс!

Конечно можно. только надо тренироваться, не менее месяца каждый день.

Ничего страшного..))

Скороговорки в помощь!

До ломки голоса это легко, в 20 значительно труднее, но возможно, и это может сказать только врач….

Без всяких шуток . Надо тренироваться и говорить скороговорки с буквой «р «… Переворот с переподвыподвертом :)))))))))))Крышка свольной коробки :)))) а еще правильно сказали -рычать…. Строить рожи открывая рот произносить звуки . Хоть и будет казаться смешно, дома перед зеркалом вы одни и никто не видит…. Можно превратить это в веселую игру с маленьким ребенком (братом или сестрой мелкими или знакомых) тогда и веселее будет и надежнее

touch.otvet.mail.ru

Ребенок не говорит букву «К»

Если ребенок уже достиг пятилетнего возраста, но при этом не может выговорить все буквы — это не очень хорошо, ситуацию стоит как можно скорее взять под контроль. Обычно самый проблемный звук «Р». Тем не менее, некоторые родители жалуются, что ребенок не говорит букву «К». В таком случае также потребуется консультация логопеда.

Суть проблемы

В логопедии ситуация, когда ребенок не говорит букву «К» называется каппацизм. Если же проблемы вызывает парный ему согласный звук «Г», то такое дефектное воспроизведение будет называться уже гаммацизм. И то и другое в последние годы встречается все чаще.

Сам по себе звук «К» кажется взрослым простым, поэтому они не понимают природы проблемы. Наиболее характерна эта проблема для детей трех лет. Поэтому некое речевое нарушение нередко носит название возрастной замены. Причем ориентировочно к четырем годам в большинстве случаев детская речь постепенно выправляется без посторонней помощи. Но если в силу тех или иных причин этого не произошло, нужно привлечь специалиста логопеда. Хотя после первичной консультации вполне можно продолжить занятия в домашних условиях.

Основные причины

Сам по себе звук «К» относится к группе так называемых заднеязычных, наряду с «Г» и «Х». Дело в том, что для произношения каждого из них требуется высокий подъем в области корня языка. Традиционно их просто пропускают или заменяют переднеязычными. Обычно это можно объяснить слабой выраженностью корня языка, ввиду чего его подъем вверх ограничен. Также возможны такие варианты, как порез языка, то есть, частичное нарушение его подвижности или его гипотонус.

Кроме того, проблема с искажением произношения звуков может быть связана и с нёбом. Ведь его строение может быть различным – готическим, узким, щелеобразным и т.д. В случаях ринолалии, которые также известны как «заячья пасть» или «волчья губа», верное произношение звуков и вовсе затрудняется.

Тем не менее, в большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. И проблема состоит лишь в том, что детский язычок ленится нормально работать. То есть, он не хочет полноценно работать и заменяет звуки в словах теми, которые легче произносятся. Но расшевелить его все же можно, в частности посредством специальных упражнений и игр.

Специальные игры и упражнения

Для работы над звуком «К» будет актуально сразу несколько упражнений, а именно:

1. «Катание с горки». Чтобы его освоить, малыш должен уметь самостоятельно удерживать язык в положении горочки. Далее на детской ладошке располагается ватный шарик. Задача малыша состоит в том, чтобы, приоткрыв рот удержать корень своего язычка несколько приподнятым, причем кончик его в этот момент должен быть опущенным. Далее нужно как бы толчкообразно выдохнуть весь воздух, параллельно сдувая с ладошки ватный шарик. В ходе выполнения этого упражнения должен прозвучать звук «К», хотя получится это и не с первого раза.

2. «Язык-борец». В этом случае взрослый вместе с ребенком располагаются перед зеркалом. Детский язычок будет перевоплощаться в борца, которому предстоит противостояние с указательным пальцем взрослого. Ребенок будет улыбаться, открыв при этом рот. Взрослому нужно упереться в кончик детского язычка, отодвигая его назад. Соответственно задача ребенка вытолкнуть палец. Далее палец взрослого должен переместиться на переднюю стенку языка, продолжая нажим. В конечном итоге ребенок займет необходимую позицию язычком, которая известна, под названием «горка». В дальнейшем малыш и сам сможет помещать язычок в нужное положение, без предшествующей этому «борьбы». Главное не перестараться, ведь чересчур активные непродуманные действия взрослого могут привести лишь к появлению рвотного рефлекса у ребенка, и не дадут никакого положительного эффекта.

3. «Ложечка». Если первое упражнение оказалось бездейственно, чтобы научить ребенка говорить букву «К», можно попробовать это упражнение. Для его выполнения потребуется чайная ложка. Ребенок должен произносить подряд слоги «та». В это время взрослый посредством черенка ложки будет отодвигать язык, надавливая на переднюю часть его спинки. При этом говорить ребенок должен медленно, широко расплываясь в улыбке. На язычок придется надавливать равномерно до появления долгожданного «КА». После первого успеха его придется закрепить.

Как только в речи малыша появится долгожданный звук «К», его произношение останется лишь закрепить. Для этого подойдут упражнения с многократным повторением слогов, специальные стихи и скороговорки.

Поделиться с друзьями

mamairebenok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта