Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками
В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.
Принцип действия и устройство рулевой рейки
Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:
- зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
- приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
- опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
- механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
- картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
- элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.
Схема рулевой рейки ВАЗ 2109
Признаки неисправности
Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:
- стук во время совершения поворотов,
- увеличение люфта,
- тугое вращение руля,
- проблемы регулировки развала-схождения колёс.
Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.
Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109
Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.
Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109
При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.
Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:
- внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
- восьмигранник 17 мм;
- выжимной съёмник шаровой опоры;
- съёмник для шарикового подшипника;
- ключ для снятия игольчатого подшипника;
- острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
- слесарные тиски;
- смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.
Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.
Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.
Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.
Этапы демонтажа рулевой стойки:
- Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
- Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
- Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
- Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
- Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
- Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
- Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
- Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.
После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.
После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:
- Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
- Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.
Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.
Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.
При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.
Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.
Восьмигранный ключ для разборки механизма упора
Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.
Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109
Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.
Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:
- Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
- Снять защиту картера;
- Очистите рейку от грязи;
- Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
- Подтянуть гайку;
- Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
- Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.
Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.
Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.
Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.
Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:
- Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
- При затягивании до упора нельзя перетягивать;
- После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
- Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.
Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.
Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115
Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.
carnovato.ru
Ремонт рулевой рейки ваз 2109
Каждый узел и агрегат автомобиля требует к себе внимательного отношения и своевременного обслуживания. Мелочей здесь быть не может, потому как даже самый маленький шплинт с незначительной трещиной может привести к большим неприятностям. Рулевой механизм по умолчанию должен обслуживаться и диагностироваться в первую очередь – это безопасность на дороге, пренебрежение которой может привести к очень нежелательным последствиям.
Содержание:
- Значение рейки в ВАЗ 2109
- Признаки неисправности рулевой рейки
- Снятие рулевой рейки
- Разборка и дефектация рулевой рейки
- Ремкомплект для рейки ВАЗ 2109
Значение рейки в ВАЗ 2109
Рулевая рейка в переднеприводных автомобилях – ВАЗ 2108, 2109, 2111 и им подобным, несет на себе ответственность за работу всего рулевого механизма. Игнорирование симптомов проблем, которые могут возникнуть с ее техническим состоянием может привести к нежелательным последствиям вплоть до заклинивания механизма, что в потоке транспорта не самый приятный сюрприз. Поэтому ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 и других переднеприводных легковушек не должен быть неожиданным для водителя.
Признаки неисправности рулевой рейки
С помощью рулевой рейки в переднеприводных автомобилях большинства производителей, включая отечественных, вращательное движение рулевого колеса с помощью зубчато-реечного механизма передается на поворотные рычаги, поворачивающие передние колеса посредством рулевых тяг. Как это работает можно увидеть на рисунке, приведенном ниже.
Диагностику и ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 необходимо проводить в том случае, если стали заметны следующие симптомы:
- Скрежет при повороте руля в области рейки;
- Течь смазки из уплотнителей;
- Периодическое заедание руля;
- Усиленный люфт рулевого механизма.
Каждый из этих симптомов нуждается в проверке, но при подтверждении хотя бы одного из них, первое, что придется сделать, это демонтировать рулевую рейку для разборки и дефектации.
Снятие рулевой рейки
Демонтаж рейки – процесс длительный, так как связан с предварительной разборкой многих узлов. Мы не претендуем на представление оптимального способа ее снятия, но для примера рассмотрим следующий порядок действий при необходимости снабжая его пояснительными картинками:
- Подвешиваем передок автомобиля с помощью домкрата так, чтобы можно было снять колеса. Не забудьте о противооткатных башмаках.
- Обеспечиваем полный доступ к рулевой рейке путем отсоединения адсорбера газов, проводов и отвода их в сторону. После этого можно откручивать болт из шлицевого соединения, предварительно выровняв колеса рулем. Болт находится в районе педального узла, и для его выкручивания используем накидной ключ или карданную головку.
- Очищаем гайки крепления рулевых тяг от грязи и расшплинтовываем их круглогубцами. Накидным ключом отвинчиваем гайки. Для отсоединения тяг нам необходим съемник, который устанавливаем так, как показано на фото. Затем откручиваем тяги от картера рейки. Но лучше снять картер вместе с тягами – в тисках их проще будет снять.
- Освободив рулевую рейку, вынимаем ее через колесную нишу, чистим, моем и зажимаем в тисках.
Разборка и дефектация рулевой рейки
Рейка у нас в руках, теперь можем проводить полную разборку и выявление неисправностей с заменой деталей. Мы бы рекомендовали приобрести ремонтный комплект, в который входят все подлежащие замене детали. Раз уж рейка снята, то целесообразно будет перебрать ее полностью.
Теперь разбираем полностью рулевую рейку, стараясь ничего не потерять, там есть много мелких деталей. Для начала снимем пыльники, упоры и торцевые колпачки. После этого восьмигранником, как показано на фото, откручиваем резьбовые пробки и вынимаем пружину, упорные втулки и стопорные кольца.
Затем снимаем подшипник и внимательно осматриваем его на предмет люфтов. В ремкомплекте должен быть сменный, потому, даже если наш подшипник в нормальном состоянии, лучше установить новый. Вынимаем и осматриваем приводную шестерню, а она уже позволит нам вынуть саму рейку полностью.
Дальше будет немного сложнее. Теперь нужно заменить втулку опорного вала и резинки, которые должны быть в ремкомплекте. Вот так они выглядят. Старая и новая.
Не снимая резинки со втулки нужно поставит ее в картер, а только потом срезать резинки острым ножом.
Но это не самая большая проблема. Дальше мы будем менять игольчатый подшипник. Для его демонтажа необходим специальный ключ, который есть не у всех. Поэтому будем обходиться без него. Нам понадобится дрель и сверло на 1,5 мм. Этим сверлом мы высверлим отверстие так, чтобы ослабить торец подшипника. Теперь несложно с помощью пробоя выбить старый подшипник из картера. Выглядит это таким образом.
Перед тем, как запрессовывать новый игольчатый подшипник, обязательно тщательно промоем весь картер рулевой рейки – там может остаться стружка и мусор после сверления. Отверстие, которое мы сверлили, так оставлять нельзя и его необходимо ликвидировать. Самый простой способ – смесь суперклея с металлическими опилками. Смесь твердеет очень быстро и это ненамного продлит ремонт.
Теперь необходимо смазать все, что смазывается. Для этого используют Литол-24 в любой упаковке или любую другую консистентную смазку. Подойдет также смазка для ШРУСов. Теперь можно собирать все в обратном порядке и устанавливать рейку на автомобиль.
Добавить больше нечего – самостоятельной переборкой рулевой рейки мы сэкономили немало денег и научились это делать своими руками, что еще дороже денег.
Ремкомплект для рейки ВАЗ 2109
Не помешает ознакомиться с ремкомплектами, которые продают в автомагазинах. Они могут быть как полными, так и неполными. В полный ремкомплект должны входить:
- Подшипник игольчатый;
- Подшипник опорный;
- Стопорные кольца;
- Опорная втулка из пластика;
- Две уплотнительных резинки для втулки;
- Пружина;
- Набор прокладок;
- Кожух пыльника;
- Рейка;
- Приводная шестерня;
- Комплект стяжек для пыльников.
В укороченном наборе нет самой рейки и шестерни, но полный комплект может понадобиться крайне редко. Только при капитальном ремонте рейки.
После ремонта не забудьте через каждых 200-300 км протягивать несколько раз болты и гайки крепления – при вибрации они могут ослабляться. В процессе эксплуатации автомобиля также не забывайте посматривать за пыльниками рейки. Они могут быть разного качества, потому не удивительно, если они попросят замены через 10-15 тысяч километров.
В целом, ремонт рулевой рейки процесс несложный, но длительный, поэтому нужно стараться все операции по ремонту выполнять максимально качественно. И тогда вы надолго забудете о стуках в рулевом управлении и люфте руля.
Читайте также:
avtoshef.com
Ремонт рулевой рейки на ваз 2109 своими руками (видео) — Самостоятельный ремонт авто
Первыми установку рулевых реек на автомобили в конце прошлого столетия начали осуществлять итальянские автопроизводители. По истечении некоторого времени выяснилось, что с такой компоновкой переднеприводная подвеска приобрела только дополнительные преимущества. Рейка отличается простотой конструкции, надежностью, легкостью и точностью в управлении. Даже если предстоит сделать ремонт рулевой рейки ваз 2109, для этого не придется прикладывать каких-либо сверхъестественных усилий, в том числе, если появится желание сделать его самостоятельно.
Именно эти качества стали причиной появления все большего разнообразия марок автомобилей с реечными механизмами, включая отечественные автомобили. На многие из них дополнительно установлены электрический или гидравлический усилители.
Возможный износ и повреждение деталей приводит к увеличению люфта, это в свою очередь, к нарушению управляемости. Поэтому любые дефекты кроме сложностей с вождением влияют еще и на интенсивный износ колесной резины, к тому же, это еще и опасно, особенно во время маневров при обгоне и на поворотах.
Неправильная эксплуатация современного рулевого механизма часто становится причиной появления неисправностей, среди которых наиболее характерны следующие их виды:
- сильные вибрации и шумы при движении;
- затруднения с управлением, требующие больших усилий;
- увеличение зазоров в местах соединений;
- присутствие ощутимых ударов на рулевое колесо во время наездов на незначительные препятствия;
- неуправляемое изменение направления движения машины.
Все эти неприятные симптомы являются свидетельством имеющихся неисправностей в системе управления.
Ремкомплект для рулевой рейки ВАЗ 2108-09
Если взять в рассмотрение существующие два вида ремонтных комплектов, в одном из них – неполном содержится запас трущихся деталей, нуждающихся в периодической замене резиновых изделий и одноразовых хомутов. При серьезных поломках, к примеру, износе зубьев рейки, появляется необходимость в приобретении полного ремкомплекта. Здесь присутствует весь перечень деталей, включая зубчатую па
100-avto.ru
Замена и разборка рулевой рейки Ваз-2109
Снятие и разборка рулевого механизма
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Рулевой механизм снимаем и разбираем для замены защитного чехла или других деталей. Снимаем рулевой механизм вместе с рулевыми тягами.
Выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек .
В салоне отворачиваем болт клеммного соединения фланца эластичной муфты с хвостовиком шестерни.
В моторном отсеке головкой «на 13» отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой…
…и левой стороны.
Снимаем скобы крепления рулевого механизма.
Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца хвостовика шестерни из отверстия передка кузова…
…и вынимаем его через отверстие в левом брызговике.
Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Для снятия рулевых тяг расконтриваем болты, отгибая края стопорной пластины.
Отворачиваем болты головкой «на 22».
Снимаем стопорную и соединительную пластины.
Вынимаем рулевые тяги.
Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма.
Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые).
Снимаем защитный чехол.
Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера.
Специальным ключом с восьмигранной головкой «на 17» отворачиваем гайку упора рейки…
…и вынимаем ее.
Извлекаем пружину…
…и стопорное кольцо.
Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Снимаем уплотнитель щитка передка.
Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни.
Снимаем стопорную шайбу.
Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой «на 24» (диаметр отверстия под вал шестерни — не менее 18,5 мм).
Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни…
…и снимаем ее с вала.
Захватив лыску шестерни ключом «на 14» и опираясь им о монтажную лопатку,
…вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником,
…а затем рейку.
Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера.
Вынимаем втулку.
Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.
Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.
Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части.
Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни…
…и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник.
Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник.
Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера сверлим два отверстия так, чтобы они выходили на торец кольца игольчатого подшипника.
Через отверстия выбиваем подшипник из картера.
Промываем полость картера рулевого механизма.
Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, а полость над гайкой подшипника приводной шестерни заполнив смазкой УНИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности.
Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.
Между гайкой и упором рейки выставляем зазор 0,12 мм (регулировка показана на установленном в автомобиль рулевом механизме).
Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера.
Крепим рулевые тяги к рулевому механизму в положении, при котором их оси параллельны картеру рулевого механизма.
HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=
avtolyubiteli.com
Как своими руками провести ремонт рулевой рейки ваз 2109

Рулевая рейка автомобиля ВАЗ 2109
У автомобилей ВАЗ 2109 рулевая рейка, ремонт которой требуется периодически, является основной частью механизма управления поворотом колес автомобиля, преобразующим вращение руля в поступательное движение рулевых тяг.
В случае износа или повреждения деталей увеличивается люфт, отчего нарушается управляемость. Поэтому любой дефект не только создает сложность вождения и увеличивает износ покрышек от неуправляемого рысканья, но и делает движение опасным, особенно на разнонаправленных поворотах.
Предпосылки для ремонта
Устранять неполадки нужно при появлении первых симптомов:
- стук на поворотах;
- тугое вращение рулевого колеса;
- увеличенный люфт;
- сложность регулировки угла схождения.
Перед началом работ обязательно нужно удостовериться, что причиной этих неполадок является именно дефект рулевой рейки, так как подобный результат может быть вызван износом других деталей: шаровых наконечников, опор, ослабление шлицевого зажима и других.
Основные элементы

Детали рулевой рейки
Для ВАЗ 2109 ремонт рулевой рейки проще производить, зная принцип работы и предназначение каждой детали.
Конструкция очень простая, состоит из нескольких основных элементов:
- зубчатая рейка с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
- приводная шестеренка со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
- опорные полукольца, обеспечивающие плавное скольжение;
- механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
- картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
- элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.
Ремонтный комплект бывает двух видов, неполный, который содержит трущиеся детали, резиновые изделию, которые требуют периодической замены, и одноразовые хомуты. В случае поломки или износа зубьев и шлифованной поверхности, придется приобретать полный ремкомплект.
В него входят абсолютно все детали, кроме картера, в том числе зубчатая пара, игольчатый и шариковый подшипники, прижимная пружина.
Снятие рулевой рейки с автомобиля
При наличии некоторых навыков ремонта, если есть инструкция, вполне возможно ремонт рейки осуществить своими руками.
Для этого понадобится, кроме нового ремонтного комплекта и стандартного набора инструмента автомобилиста некоторые дополнительные приспособления и инструменты:
- специальный внутренний восьмигранник24 мм. с отверстием посередине диаметром18,5 мм.;
- восьмигранник17 мм.;
- выжимной съемник шаровой опоры;
- желательно съемник для шарикового подшипника;
- желательно ключ для снятия игольчатого подшипника;
- острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
- желательно тиски слесарные;
- консистентная смазка «Фиол-1», наиболее подходящая в холодное время, так как имеет более высокую текучесть или «Литол-24» и ему подобные.
Те приспособления, которые иметь желательно значительно облегчат разборку, без них можно обойтись, хотя это усложнит работу.
Итак:
- Предварительно рейку и рулевые тяги с наконечниками желательно очистить струями воды высокого давления.
- Автомобиль ВАЗ 2109, ремонт рейки которого планируется произвести, нужно поставить на площадке, размерами, обеспечивающими свободный доступ к передним колесам и подкапотному пространству.
- Затянуть ручной тормоз и дополнительно упереть задние колеса, передние колеса установить прямо. Достаточно домкратом приподнять передние колеса до провисания, подставить для безопасности надежные опоры, открутить гайки крепления и снять правое колесо.
- Чтобы обеспечить доступ через моторный отсек нужно снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор.
Внимание: Для складывания снимаемых деталей и крепежных элементов нужно подготовить чистую коробочку.
- Первым этапом внутри салона между педалями шарнирной головкой откручивается на два оборота стопорный болт, стягивающий рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала.
Внимание: Если муфта не разожмется нужно слабым постукиванием молотка освободить шлицы. Кстати, все этапы предварительно нужно изучить по фото, это обеспечит правильную последовательность и ускорит ремонт.
Затем снимаются наконечники рулевых тяг.
- Для этого плоскогубцами выпрямляется загнутый конец шплинтов наконечников, шплинты вытаскиваются (их можно использовать повторно), накидным ключом 19 мм. откручиваются гайки и съемником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески.
- Через моторный отсек снимается защитный кожух, который крепится тремя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм. откручиваются две самостопорящиеся гайки, удерживающие скобу крепления картера рулевой рейки к корпусу автомобиля, скоба снимается.
Внимание: Гайки при сборке желательно заменить новыми.
- Такая же операция производится снаружи со стороны правого колеса для снятия второй крепящей скобы. Теперь можно вынуть вал приводной шестерни из шлицов рулевой муфты и вытянуть рулевую рейку с тягами наружу.
Отгибание стопорной пластины
- Для удобства разборки и последующей сборки картер через алюминиевые пластины аккуратно зажимается в тисках.
- Зубилом и молотком отгибаются углы стопорной пластины, предотвращающей самопроизвольное откручивание болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг.
- Головкой22 мм. откручиваются болты, снимаются стопорная и соединительная планки, отсоединяются обе тяги.
- С одной стороны снимается резиновая опора, распорное кольцо, с другой стороны резиновый колпачок и разъемная опора, отверткой вытаскивается резиновый пыльник, защищающий вал шестерни.
- Кусачками срезаются два пластиковых хомута, и снимается защитный чехол. Производится визуальный осмотр резиновых деталей, если нет видимых повреждений, их можно использовать повторно.

Специальный восьмигранный ключ для разборки механизма упора
- Затем разбирается механизм упора рулевой рейки. Восьмигранным ключом 17 мм. Выкручивается гайка упора, которой регулируется зазор зубчатой пары, при сборке нужно гайку затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм.
- Отверткой вынимается стопорное и уплотнительное кольца, пружина, прижимающая через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующая возможное появление большего зазора, чем необходимо. Упор нужно вынимать, повернув картер отверстием вниз, если упор не выпадает нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.
- Для выборки приводной шестерни картер опять зажимается в тисках, вынимается стопорная шайба, восьмигранной головкой 24 мм. с отверстием посередине откручивается и гайка подшипника.
Рожковый ключ 14 мм. вставляется в пазы на шлицевом хвостовике, подбирается удобная по высоте опора, упираясь в которую, ключом, как рычагом, приводная шестерня вытаскивается вместе с подшипником. Теперь можно демонтировать зубчатую рейку. - Для окончательной разборки шестерни острогубцами разжимается и снимается стопорное кольцо и съемником выталкивается валик из подшипника.
Внимание: Если нет съемника, валик шестерней вниз вставляется в тиски с небольшим зазором, подшипник опирается на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу валик выбивается из подшипника.
Сверловка картера для выбивания игольчатого подшипника
- Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника, и не удается вытянуть его крючком, придется сверлом диаметром 1,2-2,0 мм. высверливать отверстие в картере в месте точно напротив торца подшипника. Затем можно будет подшипник просто вытолкнуть наружу обычным гвоздем, проходящим в отверстие.
После сборки нужно не забыть залить отверстие эпоксидным клеем или заглушить холодной сваркой.
Остается заменить опорную втулку и зафиксировать ее с двух сторон кольцами, и ремонт рейки ВАЗ 2109 закончен.
- В некоторых конструкциях опорная втулка имеет выступы, которые удерживают втулку от сдвигов в углублениях картера. На опорную втулку надеваются демпфирующие резиновые кольца, которые после установки разрезаются канцелярским или любым другим острым ножом.
Сборка производится в обратном порядке, с предварительной обильной смазкой всех соприкасающихся и трущихся деталей. После установки на автомобиль нужно полностью зажать гайку упора и открутить ее примерно на 30 градусов, что обеспечит необходимый технологический зазор около0,12 мм.
Преимущества и недостатки самостоятельной сборки
Самостоятельное выполнение ремонта значительно экономит бюджет, затраты понадобятся только на приобретение необходимого ремонтного комплекта и смазки, цена на которые вполне щадящая.
В случае привлечения специалистов придется прилично потратиться. Но хуже то, что могут попасться недобросовестные исполнители, которые установят не новые детали, что приведет к быстрому износу и необходимости внеочередного ремонта.
Однако есть и недостатки, непрофессиональное выполнение может привести к мелким, но важным упущениям, которые могут неблагоприятно повлиять на работоспособность сразу после сборки или через короткое время эксплуатации.
Избежать этих ошибок поможет подробное видео на сайте, которое необходимо просматривать последовательно, подробно вникая и тщательно дублируя каждый этап работы.
masteravaza.ru
Делаем ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками — Пособие автомобилиста
Если вы однажды, сидя в своем автомобиле, при повороте руля на месте, услышите какой-то посторонний шум или хруст в районе рулевой рейки, то смею вас огорчить – у вас неисправна рулевая рейка , и как вы понимаете вам не избежать ее ремонта. По-идее, можно в качестве альтернативы ремонта подтянуть гайки те, что на рулевой рейке при помощи специального ключа. Этот способ даст положительный результат, однако, будет иметь свои последствия. Потому что, если затянуть сильно гайку, увеличится сопротивление, что приведет к затруднительному вращению самого руля. Могут быть также и гораздо серьезные последствия, к примеру, заклинивание руля, что во время движения является просто недопустимым!
Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 своими руками — дело вполне реальное и выполнимое. Если вы решились произвести ремонт сами, рекомендую вам обзавестись помощником, он, поверьте, вам не помешает. Из инструментов вам понадобится жидкость WD-40, а также съемник рулевых тяг, оба инструмента можно недорого приобрести в любом автомагазине или авторынке.
Итак, давайте разберем алгоритм выполнения ремонта. Первое что необходимо сделать — это приподнять переднюю часть машины для того, чтобы обеспечить полное обвисание передних колес. При этом не забудьте обязательно подложить под заднюю пару колес протискатнные бруски, или, если имеются противооткатные упоры. После этого снимите передние колеса, заодно проверьте состояние пыльников на рулевых пальцах.
Выполнив все это, вам необходимо получить доступ к самому креплению рулевой рейки. Для этого необходимо отсоединить газовый адсорбер, а также сигнализационную сирену, если таковая имеется. Затем снимите клемму с адсорбера с проводками, после этого отведите их в сторонку, насколько это вам позволит длина шланга. По завершению демонтажа всех вышеперечисленных узлов, у вас образуется необходимый доступ к креплению рулевой рейки. Если на вашем авто установлена б/у рулевая рейка, обратите внимание на состояние сайлент-блоков и пыльников чехла. После этого установите рулевое колесо в исходное положение (оба колеса должны быть расположены прямо). При помощи накидного ключа, либо головки для карданного шарнира, постепенно выкрутите болт из шлицев, находящихся возле педального узла. Дальше, произведите очистку узла, на котором рулевая тяга крепится к подвесочным стойкам от всяческих загрязнений. Как только очистка закончилась, с помощью пассатижей произведите вытаскивание стопорного шплинта из соединений, затем открутите гайку рулевого наконечника.
Идем дальше. Выполнив все предыдущие шаги, установите съемник. Затягивайте гайку, при этом постукивая снизу молотком по съемнику, делайте это «чувствуя», постепенно, до тех пор, пока палец рулевого наконечника не выйдет из недр конусных соединений. Потом, под капотом и открутите гайки те, что находятся на рулевой рейке. При помощи отвертки, снимите рейку с креплений, после чего можете вытащить ее через отверстие в колесной нише. После этого приступайте непосредственно к процессу самой установки рулевой рейки. Для того, чтобы выставить правильное среднее положение рейки, следует сначала установить рулевые пальцы, после этого в салоне поставить вал на шлицевые соединения.
В салоне автомобиля, у рулевого вала, есть свободный ход, именно по этой причине его легко можно установить в необходимом вам положении. Будьте очень внимательными и осторожными, поскольку в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и установить ее нужно таким образом, чтобы хомут стал против выточки. Такая операция позволит вам в результате, без всяких дополнительных усилий выставить болт в исходное положение.
После этого вы с уверенностью можете выполнять полную сборку рулевого узла, помните, что она осуществляется в обратной последовательности. В случае если вам захотелось или была такая необходимость, заодно заменить и рулевые тяги, то вам необходимо будет обязательно произвести настройку развал-схождения.
Вот собственно и все! Теперь вы убедились, что сделать ремонт рулевой рейки своими руками не составляет большого труда, при этом экономит ваши кровные, а также добавляет вам драгоценного опыта. Дерзайте, и у вас непременно все получится!
Делаем ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками
1 (20%) 1 голос[а]sanekua.ru
Ремонт и диагностика рулевой рейки ВАЗ 2109
Любой ремонт любого узла или агрегата автомобиля всегда следует только после того, как вы разберетесь в их устройстве. Рулевая рейка на ВАЗ 2109 устроена намного проще и поэтому отличается более высокой надежностью, по сравнению с другими отечественными автомобилями. Но даже при этом механизм со временем изнашивается и может перестать работать так, как должен.
Вся система рулевого управления автомобиля ВАЗ 2109 состоит из следующих элементов:
- рейка внутри защитного картера механизма;
- рулевая шестерня, соединенная с валом через эластичную муфту;
- соединительная пластина, которая передает рулевым тягам движение рейки;
- крепежные скобы.
Кроме перечисленных элементов в систему рулевого управления входит дополнительные детали, которых всего около 40 штук.
к содержанию ↑Принцип действия
Рейка работает очень просто: вращательное движение от руля передается через эластичную муфту с валом шестерне, которая за счет зубчатого соединения смещает рейку. Рулевые тяги, расположенные на шарнирном креплении, отвечают за поворот колесных ступиц.
к содержанию ↑Когда требуется ремонт рейки ВАЗ 2109?
Ремонт рулевой рейки может потребоваться в случае износа или выхода из строя определенных элементов механизма. Определить это можно по различным симптомам, при выявлении которых необходимо прекратить эксплуатировать транспортное средство и произвести ремонтные работы. На проблемы с рулевой рейки указывают:
- усилившийся люфт руля;
- шум или стук в системе рулевого управления;
- слишком тугое вращение руля.
Следует отметить, что рулевая система связана с некоторыми конструктивными элементами автомобиля, поэтому при ремонте необходимо обязательно проверять состояние рулевых тяг, колес, а также подрулевого блока управления.
Итак, если вы уверены, что ваша рулевая рейка на ВАЗ 2109 требует ремонта, вам придется сначала снять и разобрать рейку, а затем произвести ремонтные работы и установить механизм на место.
к содержанию ↑Демонтаж рулевой рейки
Для снятия рулевого механизма вам потребуется смотровая яма или подъемник. Оказавшись под машиной, вам необходимо расшплинтовать гайки рулевых пальцев и выбить пальцы из поворотных рычагов.
После этого необходимо открутить стопорный болт шлицевого соединения, расположенный в районе педалей. Также снимите пластиковый кожух, который прикрывает рулевой вал. После этого головкой на 13 выкручиваем с каждой стороны по паре гаек, прижимающих рулевой механизм к корпусу машины.
Аккуратно вытаскиваем скобы, крепящие рулевой механизм. После этого разъединяем приводную шестерню от рулевого вала и домкратом поднимаем правую часть машины, а затем вытягиваем рулевой механизм автомобиля через окно в нише колеса.
Разборка рулевой рейки ВАЗ 2109
Сняв рулевую рейку, отверните болты возле рулевых тяг. Сделать это можно при помощи головки на 22, зубила и молотка (необходимо сначала отогнуть края стопорной пластины).
Головкой на 22 отворачиваем болты и снимаем стопорную пластину.
Отсоединяем рулевые тяги и снимаем опору из резины с распорным кольцом справа от рулевой рейки.
Пластиковые стяжки, которые обжимают край гофры, нужно срезать кусачками. После этого можно снять защитный чехол, а слева от картера рулевой рейки нужно удалить резиновую опору и защитный колпачок.
Восьмигранной головкой на 17 необходимо открутить гайку упора рейки, а затем вынуть ее.
Достаньте из середины пружину и не забудьте вынуть стопорное кольцо.
Возьмите деревянный брусок и зафиксируйте его в тисках, а затем легкими постукиваниями выбейте упор рейки. Можно взять отвертку и подцепить за углубление, расположенное по центру упора, но вытащить кольцо так будет сложнее, так как в кольцевой проточке находится резиновое кольцо.
На переднем щитке тоже нужно снять резиновый уплотнитель, а затем снять резиновый пыльник с шестерни при помощи плоской отвертки.
После удаления пыльника нужно демонтировать стопорную шайбу. Специальным восьмигранным ключом с головкой на 24 выкрутите гайку крепления подшипника. Диаметр внутреннего отверстия под вал шестерни должен быть не менее 18,5 мм.
Выкрутите гайку крепления подшипника шестерни и снимите ее с вала. Возьмите ключ на 14 и вставьте его в стопорную лыску вала шестерни, а затем выньте шестерню из вала картера.
Возьмите плоскую отвертку и подденьте ею опорный вал в середине, а затем вытащите его из пазов крепления.
к содержанию ↑Замена старых элементов рейки
На новую опорную пластину наденьте демпфирующие кольца так, чтобы тонкая сторона резинок расположилась в середине выреза пластины. На фото это почти не видно, но при покупке ремкоплекта вы найдете в нем две нужные резинки.
Вставьте на место опорную втулку. В специальном углублении есть отверстие, в которое должны попасть два выступа на втулке. После ее установки нужно отрезать лезвием тоненькие резиночки, как на фото.
Снимите стопорное кольцо с вала шестерни специальными щипцами, а затем демонтируйте подшипник.
После этого нужно выпрессовать игольчатый подшипник при помощи особого ключа. Если у вас такого нет, вам потребуется дрель и сверло 1,2-1,5 мм. Высверлите отверстие так, чтобы оно попало на торец подшипника (смотрите фото). Через проделанное отверстие выбейте игольчатый подшипник.
Осталось только хорошенько промыть картер рулевого механизма и вставить новый игольчатый подшипник, который есть в ремкомплекте. Проделанное отверстие можно замазать смесью суперклея с металлическими опилками. Также можно воспользоваться холодной сваркой. Шестереночные механизмы следует смазать смазкой Литол или ФИОЛ.
Собирать все нужно в обратной последовательности. После этого необходимо выставить зазор между гайкой и упором – 0,12 мм.
Итак, самостоятельный ремонт рулевой рейки сэкономить вам немалую денежную сумму, так как вам понадобится для работы только ремкомплект и смазка.

Видео: Ремонт рулевой рейки ВАЗ. Сделай Сам!
driving24.ru