Коробка передач на зил 130 схема переключения – Устройство КПП ЗИЛ-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Устройство КПП ЗИЛ-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиОбозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

 Загрузка …

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

avtozam.com

Зил 130 схема переключения передач

Зил 130 схема переключения передач и устройство коробки передач.  Схема показана на рисунке. Немного отличается от привычной, установленной в легковушке, но привыкаешь очень быстро.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 выпускается массово с 1964 года, хотя опытные образцы были выпущены аж в 1957 году. Всего с конвейера ЗиЛ сошло около 3,5 миллионов зил 130, такая схема переключения передач позволила грузовику данной марки стать одним из самых популярных советских автомобилей в своей категории.

К особенностям конструкции зил 130 относятся не только схема переключения передач, но и установленный на нем гидроусилитель руля, который был синхронизирован с самой пятиступенчатой коробкой передач. Кроме того в этом грузовике наличествовал омыватель ветрового стекла, что само по себе было невидалью для отечественных производителей и потребителей. Кабина зил 130 была трехместной, а схема переключения передач – предельно простой. Эта простота и позволила эксплуатировать автомобиль без особых проблем и частых ремонтов.

Позднее конструкторы внесли некоторые изменения в зил 130 и схему переключения передач. Это и предпусковой подогрев движка, и транзисторное зажигание, и смена генератора на генератор переменного тока. Так же перемены коснулись внутренней отделки – усовершенствовали щиток приборов, а так же внесли еще некоторые мелкие новшества в дизайн салона.

Самыми значимыми датами для зил 130 и его схемы переключения передач стали 1966 и 1977 годы. В это время были проведены самые значимые модернизации грузовика. На ЗиЛ автомобили этой марки выпускали до 1994 года. Кроме того с 2004 года модификации зил 130 производили и на уральском автомоторном (УАМЗ), который с того же года переименовали в АМУР, поэтому сейчас зил 130 и схема переключения передач выпускается под индексом АМУР-53131.

Еще по теме

awtosowet.ru

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее устройство

СОДЕРЖАНИЕ

1 Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

2 Коробка ЗИЛ-130 схема

3 Синхронизатор

4 Коробка отбора мощности

5 Схема переключения передач

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

 8 Промежуточный вал

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный,  вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

КПП ЗИЛ-130

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед  включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты  2 синхронизатора назад включается 4 передача.  Если переместить муфту этого же синхронна вперед,  то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа.  Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное  ручное управление, а планетарные и бесступенчатые,  в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131  Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является,  как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

У  коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала.  Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо  передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1,  которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные  механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Коробка отбора мощности

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда,  когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой,  так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике,  сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Схема включения передач

Схема передач

Первичный вал

Первичный вал ЗИЛ-130

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал
Вторичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного за

zil-130-431410.ru

Орагны управления пневмосистемой ЗИЛ-130 | АвтоКлуб ЗиЛ 130

Ручка 13 управления воздушной заслонкой карбюратора позволяет частично или полностью прикрыть воздушную заслонку и тем самым обогатить рабочую смесь. После прогрева двигателя и начала движения автомобиля и ручка должна быть утоплена.
Ручка 14 центрального переключателя света фар может быть установлена в трех фиксированных положениях:
0 — ручка полностью нажата до отка­за — освещение выключено;
1  — ручка вытянута на половину хо­да — включены задние и передние фо­нари;
II — ручка вытянута полностью — включены задние фонари   и фары;
при повороте ручки переключателя вправо включаются лампы ос­вещения приборов; вращением этой ручки регулируют также яркость освещения приборов.
Ручка 8 управления заслонкой канала отопителя кабины: при утоп­ленном положении ручки заслонка закрывается, увеличивается ин­тенсивность обдува ветрового стекла и выключается подача теплого воздуха к ногам водителя.
При вытянутом положении ручки заслонка открывается, подача теплого воздуха для обдува ветрового стекла уменьшается, и начинает­ся подача теплого воздуха к ногам водителя. Количество теплого воз­духа, подаваемого для обдува ветрового стекла и к ногам водителя, можно регулировать, устанавливая ручку в промежуточные поло­жения.
Выключатель 12 плафона кабины включает лампу плафона незави­симо от положения ручки центрального переключателя света.
Переключатель 9 электродвигателя отопителя кабины имеет три положения (выключено, повышенная угловая скорость электродвига­теля, пониженная угловая скорость): перемещением ручки переклю­чателя влево включается повышенная угловая скорость, а перемеще­нием ручки вправо — пониженная. При среднем положении ручки электродвигатель  выключен.
Ручка 10 крана управления стеклоочистителем используется для регулирования скорости движения стеклоочистителя. Вращая ручку, можно регулировать скорость движения стеклоочистителя. При вра­щении ручки против часовой стрелки интенсивность работы стекло­очистителя увеличивается, при вращении в обратном направлении — уменьшается.
Рычаге переключения передач (см, рис. 7). Схема положений рыча­га при включении различных передач показана на рис. 8.

Рис. 8. Схема переключения передач автомобиля ЗИЛ-130

Рычаг 1 стояночной тормозной системы приводит в действие цент­ральный тормоз барабанного типа, установленный на ведомом валу коробки  передач.
Педаль 7 омывателя ветрового стекла расположена на полу с левой стороны кабины. При каждом нажатии на нее струи воды из распыли­телей омывают ветровое стекло, при этом необходимо включать стек­лоочиститель.
Ножной переключатель 9 света фар используется для переключения дальнего света на ближний и наоборот ближнего на дальний при пол­ностью вытянутой ручке центрального переключателя.
Переключатель 4 указателей поворота установлен на рулевой колон­ке. При перемещении ручки переключателя вниз включаются указа­тели левого поворота, а при перемещении ручки вверх — указатели правого поворота. При включении указателей поворота на щитке при­боров загорается прерывистым зеленым светом контрольная лампа. После того как поворот окончен, переключатель выключается автома­тически.
Ручка 2 управления жалюзи радиатора прикреплена на кронштейне к левой стенке кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо вытянуть ручку на себя, а чтобы открыть — вдвинуть ее до отказа. Для частичного закрытия жалюзи ручку ставят в одно из промежуточных положений.
Кнопка 12 пневматического звукового сигнала устанавливается на седельном тягаче ЗИЛ-1З0В1.

zil130.ru

чертеж и схема переключения, ремонт КПП своими руками с фото и видео

Коробка передач ЗИЛ 130 представляет собой агрегат, отличающийся от КПП в других автомобилях. Садясь за руль этой машины, водитель должен знать, как переключаются скорости и какова схема работы агрегата в целом. Об устройстве и ремонте, а также уходе за трансмиссией отечественных грузовиков мы расскажем ниже.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Как устроена КПП ЗИЛ 130?

Сначала разберем устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Эти машины оснащаются пятиступенчатыми трехкодовыми механическими трансмиссиями. Агрегат имеет пять скоростей для передвижения вперед, а также одну передачу для движения задом. В трансмиссии используется два синхронизирующих устройства инерционного типа для включения передач 2 и 3, а также 4 и 5. В картере агрегата на подшипниковых элементах устанавливается первичный вал, называющийся ведущим. Он выполнен в сборе с косозубой шестеренкой и зубчатым венцом для включения передачи 5.

Схема устройства трансмиссии на ЗИЛ

В расточке вала монтируется роликовое подшипниковое устройство цилиндрического типа. На эту деталь передней стороной ставится вторичный шкив. На чертеже показано, как снизу картера монтируется промежуточный вал, где зафиксирована еще одна шестеренка под номером 1. Она расположена в зацеплении с такой же шестеренкой, отмеченной номером 4, только расположенной на ведущем валу. На промежуточном шкиве устанавливаются еще три аналогичных элемента. Они отмечены номерами: 17 для задней, 15 — для передачи 1.

На шлицевых элементах вторичного вала имеется прямозубая шестеренка под номером 11, она предназначена для активации первой и задней скорости. Здесь же располагаются зубчатые каретки синхронизирующих устройств 5 и 9. Косозубые шестеренки, вмонтированные на вторичном валу, используются для активации второй скорости (элемент под номером 10), третьей (деталь под номером 7) и четвертой передачи (шестеренка 6). Они установлены так, что находятся в постоянном зацеплении с такими же элементами промежуточного вала. Снизу картера агрегата жестко зафиксирована ось под номером 13, на этом элементе с помощью роликовых подшипниковых устройств цилиндрического типа монтируется блок с прямозубыми шестеренками задней скорости (номер 12 на схеме).

Большая шестеренка на блоке устанавливается так, что работает в постоянном зацеплении с элементом 17, вмонтированном на промежуточном валу. Внутренняя составляющая картера наполняется расходным материалом — трансмиссионной смазкой. Эта часть закрывается защитной крышкой, в которую монтируется механизм переключения скоростей.

Схема переключения

Чтобы понять, как переключать и регулировать в машине скорости, ознакомьтесь с фото схемы.

Схема переключения селектора на КПП ЗИЛ

Как работают синхронизаторы?

Теперь разберем, как переключаются скорости в кинематической коробке передач ЗИЛ 130 и принцип действия синхронизаторов и шестерен. Когда водитель выживает первую скорость, шестеренка под номером 11 начинает передвигаться по шлицам и входит в зацепление с элементом под номером 15 первой передачи, расположенным на промежуточном валу. От первичного вала посредством шестереночных деталей постоянного зацепления, отмеченными номерами 4 и 1, а затем на устройства 15 и 11, передается крутящий момент на вторичный шкив. Передаточное число в данном случае составляет 7,44.

Когда активируется вторая скорость, муфта, расположенная на синхронизаторе 9, попадает в зацепление с внутренними зубчиками шестеренки под номером 10 передачи 2. В результате того, что этот компонент уже вошел в зацепление с деталью под номером 16 на промежуточном валу, то передача крутящего момента будет осуществляться от первичного вала через шестереночные элементы 4 и 1, а также 16 и 10. Передаче усилия на вторичный вал будет способствовать и зубчатая муфта синхронизирующего устройства. Передаточное число соответствует 4,1.

При активации водителем передачи 3 муфта данного устройства покидает зацепление с шестереночным элементом 10 и передвигается по шлицам, в результате чего взаимодействует с зубчиками шестеренки 7. В этот момент она уже находится в зацеплении с деталью под номером 18 третьей скорости промежуточного узла. Усилие от первичного шкива будет поступать посредством шестереночных деталей под номерами 4 и 1 зацепления, а также через элементы 18 и 7 третьей скорости. Через зубчатую муфту синхронизирующего устройства крутящий момент поступает на первичный вал. Передаточное число составляет 2,29.

О ремонте коробки передач ЗИЛ узнайте из ролика, снятого каналом Все о технике и не только.

Когда водитель включает четвертую передачу, работать начинает синхронизирующее устройство 5. Муфта этого механизма под воздействием начинает двигаться и попадает в зацепление с зубчиками шестеренки под номером 6. На момент взаимодействия она располагается в зацеплении с шестеренкой под номером 19 четвертой скорости на промежуточном валу. Передача усилия осуществляется от первичного шкива через шестереночные детали на вторичный вал. Параметр передаточного отношения составляет 1,47.

Когда включается передача 5 муфта синхронизирующего механизма покидает зацепление с шестеренкой под номером 6 и, перемещаясь по шлицам, начинает взаимодействовать с внутренними зубчиками, расположенными на четвертой детали первичного вала. В результате два вала — ведущий и вторичный — образуют собой единую конструкцию, выполняющую передачу усилия на карданную передачу транспортного средства. Что касается задней передачи, то при ее активации в работу вступает специальная шестеренка-каретка, отмеченная номером 11. Она начинает перемещаться по шлицам вправо и взаимодействует с шестереночным элементом под номером 12, который расположен на специальном блоке. В момент зацепления больший элемент механизма уже находится в зацеплении с деталью 17 на промежуточном шкиве. Передача усилия от ведущего вала производится посредством шестереночных устройств 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный шкив. В ходе передачи крутящего момента меняется направление вращения.

Ремонт своими руками

При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.

Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.

Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.

Как выполнить сборку узлов трансмиссии?

Сначала собирается ведущий вал:

  1. Выполните сборку шарикового подшипникового устройства, для этого стопорное кольцо надо установить в канавку элемента.
  2. Подшипниковая деталь устанавливается в специальное место на первичном валу. При установке учтите, что выточку элемента надо обратить наружу.
  3. Когда первичный вал размещается на специальном столе пресса, выполняется напрессовка подшипникового устройства с помощью приспособления. Для выполнения задачи потребуется оправка, ей надо до упора забить подшипник на шейку вала.
  4. Используя динамометрический ключ, закрутите гайки, при этом соблюдайте усилие 20 кГм. Для предотвращения случайного откручивания бортик детали надо устанавливать в паз первичного вала.
  5. Когда узел будет установлен на столе, солидолом обработайте внутренние гнезда шестеренки. Затем на место можно установить роликовые подшипники. Учтите, последний ролик надо вмонтировать свободно, чтобы не было натяга. Когда процедура монтажа завершена, следует выполнить диагностику, насколько свободно вращаются роликовые элементы. Они должна перемещаться свободно, но не выпадать из места монтажа.
  6. Выполняется установка стопорного кольца в посадочное место, когда все ролики будут вмонтированы.
  7. Прежде чем начать процедуру сборки синхронизирующих устройств второй и третьей скорости, в приспособление надо установить три опоры фиксирующего устройство. При этом фрезерованную поверхность опоры необходимо установить наружу.
  8. Когда опоры будут на месте, вам надо добиться совмещения отверстий на них. После этого на наружные поверхности выполняется запрессовка колец.
  9. Выполняется сборка трех креплений, для этого используются пружинка и шарики. Они монтируются в специальное место, расположенное на каретке. По аналогичной схеме выполняется сборка второго кольца, которое впоследствии устанавливается на блокирующие пальцы.

Для сборки промежуточного вала выполняется запрессовка шестеренок:

  1. На шлицевые элементы узла надо нанести слой смазки.
  2. Производится монтаж шпонки, а также шестереночного элемента второй скорости в паз.
  3. Для фиксации вала потребуется специальный стенд. Усилие, которое требуется для надежного крепления, обеспечивается благодаря штоку тормозной камеры, которая управляется посредством рукоятки, установленной на пневмокране. Если вы выполняете задачу запрессовки самостоятельно, то вам надо установить ее на вал до упора.

Пользователь Владимир Пивинов показал в ролике, как выполнить ремонт коробки передач, если вылетает пятая скорость.

Ведомый вал собирается так:

  1. Выполняется монтаж вала на приспособление на столе, при этом его резьба должна быть направлена вниз. На шлицы механизма наносится слой смазки, обычно для этого используется масло для коробки передач.
  2. Затем на шлицы производится монтаж шестеренки первой скорости. При установке учитывайте, чтобы кольцевой паз ступицы был направлен в сторону переднего конца первичного вала. Обязательно проверьте правильность сборки узла свободным ходом шестеренки, она должна перемещаться по шлицевым элементам свободно.
  3. На шейку наносится слой смазочного вещества, после чего на вал производится монтаж шестеренки второй скорости. В этом случае зубчатый венец детали был направлен в сторону переднего конца вторичного шкива.
  4. Используя солидол, смазывается упорная шайба и устанавливается в посадочное место со стопорным кольцом. Учтите, зазор между деталью и боковой поверхностью ступицы должен составить не более 0,1 мм. Выполните диагностику правильности монтажа механизма на шейке вала, вращайте шестеренку рукой. Она должна перемещаться свободно.
  5. Синхронизирующее устройство скоростей 2 и 3 монтируется на вал таким образом, чтобы выточка на боковой части каретки располагалась в сторону шестеренки передачи 2. На шейку наносится слой смазочного материала, а затем на ведущий вал производится установка шестеренки скорости 3. При монтаже шлицевое отверстие необходимо направить в сторону синхронизирующего устройства.
  6. Теперь надо нанести слой солидола на упорную шайбу шестеренки скорости 3, после чего элемент монтируется на вал. Производится напрессовка втулки посредством ударов молотка по оправе. Необходимо, чтобы упорная шайба была плотно зажата между самой втулкой и буртиком, расположенном на ведомом валу.
  7. Нанесите слой смазочного вещества на шейку вала и установите на место шестеренку четвертой скорости. Проверьте правильность монтажа, вращая деталь вокруг своей оси.
  8. На упорную шайбу шестеренки скорости 4 нанесите слой солидола. Установите ее в посадочное место вместе со стопорным кольцом. Зазор в этом случае должен быть не более 0,1 мм между боковой частью фланца и самой шайбой. Выполните монтаж синхронизирующего устройства скоростей 4 и 5 на ведомый вал. Попробуйте переместить каретку по шлицевым элементам. Если она передвигается свободно, то монтаж выполнен верно.

Пользователь Василий Панченко в своем ролике показал, как выбивает первичный вал на ЗИЛовской трансмиссии.

Процедура сборки и разборки механизма переключения коробки передач выполняется с помощью специального приспособления.

Найти такой прибор в продаже проблематично, его следует искать на СТО:

  1. В устройстве надо закрепить крышку трансмиссии. На торце приспособления есть отверстие, в него монтируется заглушка путем запрессовки с помощью молотка и оправки, удары выполняются по центру.
  2. Выполняется сборка сапуна, после чего он закручивается в крышку.
  3. Запрессовываются две установочные втулки, для этого используется молоток.
  4. В специально предназначенные гнезда под крепления выполняется установка пружин фиксаторов.
  5. В левое отверстие монтируется шарик, который утапливается в посадочное место бородком.
  6. Далее, выполняется монтаж шток для переключения первой и задней скорости. Непосредственно до монтажа на деталь надо нанести слой трансмиссионной жидкости.
  7. Установите шток внутрь крышки так, чтобы он вошел в положение, при котором отверстие крепления перекроется. Этого можно добиться резким движением. На самом штоке надо установить вилку и головку штока скоростей 1 и 2. Монтаж вилки осуществляется таким образом, чтобы ступица была направлена в сторону отверстий, в которые производится монтаж заглушек.
  8. Шток перемещается по оси так, чтобы шар крепления и канавка нейтральной скорости совпали друг с другом. Остается установить два других штока, их монтаж выполняется аналогичным образом. Непосредственно до монтажа компонентов производится установка блокировочных шариков. Эти элементы ставятся парами.
  9. Плотно закрепляются предохранительные головки, а также вилка, для этого используются стопорные болты. После фиксации болтики шплинтуются проволокой. Затем производится монтаж заглушек.

Последний узел, который остается собрать, это рычаг переключения трансмиссии:

  1. Картер селектора монтируется в специальный девайс либо обычные тиски.
  2. Стопорный элемент монтируется в отверстие на картере агрегата. Затем на селектор надевается чехол и он устанавливается на место.
  3. Слоем солидола надо обработать шаровую поверхность. За выступы, расположенные на картере, надо завести пружинку селектора, они монтируются на хвостовик с опорой шаровой составляющей.
  4. Далее, надо собрать промежуточный рычаг скоростей 1 и 2. При выполнении задачи в устройство надо вмонтировать предохранительный элемент и пружинку, а также шайбу, которая крепится шплинтом.
  5. Слоем солидола надо обработать ось рычага, после чего он монтируется в промежуточный вал.
  6. Когда вы демонтируете механизм из приспособления, на картер монтируется защитный чехол.
  7. Гайкой надо зафиксировать шаровую рукоятку на самом рычаге. На крышке коробки передач, используя герметик или клей, крепится прокладка. Предварительно на нее надо нанести слой резиновой смолы.
  8. Производится монтаж промежуточного элемента в прорезь, расположенную на головке штока. Другая часть рычага монтируется в паз вилки. В итоге надо закрепить картер рычага на коробке, для этого потребуется специальное крепление с пружинными шайбами.

Как выполнить сборку трансмиссии?

Чтобы установить и произвести сборку всех компонентов в один агрегат, нужно использовать специальные стенды, которые оснащены одним или несколькими постами:

  1. Выполняется крепление сменной головки на картере коробки передач. Используя тельфер на стенде, зафиксированную деталь надо передвинуть к месту, где будет выполняться сборка. Все компоненты и детали подготовьте заранее и положите их рядом.
  2. Надо закрыть все отверстия. Пробка монтируется в заливное отверстие, а в сливное устанавливается заглушка с магнитом, который используется для сборки продуктов износа.
  3. Производится монтаж стопорного кольца на картере, для установки используйте пассатижи.
  4. Выполняется установка подшипникового устройства на промежуточный вал. Когда устройство будет вмонтировано, вместе с шестеренками его надо поставить в картер. Сначала устанавливается задняя часть детали, затем монтируется передний конец.
  5. Выполняется запрессовка стопорного кольца к задней части вала, когда этот элемент будет установлен на подшипниковое устройство. С помощью оправки задняя часть вала монтируется на картер. Динамометрическим ключом надо затянуть гайку на резьбе шкива. После этого торец гайки следует вдавить в паз. В результате монтажа в картер вал должен без проблем вращаться рукой. Если это так, то процедура установки и сборки выполнены верно. Крышка монтируется в специально отведенное место с фиксацией крепления, собранного с шайбами и прокладками. Когда монтаж завершен, динамометрическим ключом надо затянуть гайку с усилием не более 3,3 кГм.
  6. Теперь выполняется сборка блока шестеренок задней передачи. Для этого распорную втулку необходимо поставить между подшипниковыми устройствами, расположенными в блоке. Для монтажа используется специальное отверстие. Ось самого блока необходимо установить в посадочное место на картере.
  7. Выполняется запрессовка с помощью молотка. Она выполняется до тех пор, пока торцевая часть канавки не упрется в плоскость картера. Стопор при этом надо установить так, чтобы он попал в канавку. Его фиксация производится с помощью ключа, усилие должно быть не более 2 кГм.
  8. Выполняется сборка крышки люков. Производится монтаж фиксатора с шайбами, а также уплотнителей на картере. При помощи оправки производится монтаж заглушки в специальное отверстие. Уплотнительные элементы монтируются непосредственно на выточке, расположенной в месте монтажа роликового подшипника.
  9. Затем выполняется сборка ведомого вала. Для этого он устанавливается в картере коробки передач. На подшипниковое устройство, расположенное сзади, производится монтаж стопорного кольца, для этого потребуется специальное приспособление.
  10. Производится установка подшипника со стопором на сам вал. При установке выточку надо вывести наружу. С помощью молотка и оправки выполняется установка детали на вал и в картер. Шестеренку спидометра необходимо установить на конец промежуточного шкива, выступающего из картера. После этого данный элемент запрессовывается в подшипник до упора, для этого потребуется оправка.
  11. Что касается сборки ведущего вала, то он устанавливается с подшипниковым устройством в картере. В ходе монтажа следует установить один конец вала в отверстие, расположенное на промежуточном шкиве. Для монтажа демонтируйте технологическую оправку. При помощи оправки выполните запрессовку вала с подшипниковым элементом. Установите крышку, а также уплотнительный компонент. Сама крышка крепится с помощью фиксатора.
  12. Для монтажа механизма переключения скоростей шестеренки следует поставить в нейтральное положение. На этих элементах, а также в муфте имеются специальные пазы, выполненные в виде колец. В них производится монтаж вилки.
  13. Затем с крышкой производится установка прокладки. Вместе с креплением выполняется фиксация узла к картеру агрегата. Когда процедура будет завершена, следует произвести диагностику сборки. Возьмитесь за хвостовик первичного узла и прокрутите его. Если все сделано правильно, то элементы будут без проблем прокручиваться.

Пользователь Андрей Свердлов в своем ролике рассказал, какие нюансы следует учесть при сборке трансмиссионного агрегата ЗИЛ.

Проверка работы КПП

Для выполнения диагностики и регулировки коробки передач необходим специальный стенд, схема которого приведена на картинках выше. В раме этого приспособления монтируется привод, а также устройство для обеспечения нагрузки и емкость для трансмиссионной жидкости. Благодаря гидравлическому регулятору, который ставится на крышке, выполняется замер параметра нагрузки. При помощи нескольких зажимов производится установка коробки передач к кронштейну.

К электрическому мотору посредством муфты подсоединяется ведущий вал. Он соединяется с трансмиссией посредством карданного вала, при этом помпа подключается к емкости для смазки с помощью патрубка. Регуляторное устройство подсоединяется к нагнетательному трубопроводу. По параметрам, которые выдает это приспособление, выполняется контроль уровня нагрузки, создающегося под воздействием гидравлического тормоза.

В корпусе регулятора имеется специальное отверстие, в которое устанавливается гильза. В этом устройстве имеется стальная пробка с внутренним каналом, по которому подается смазочная жидкость от помпы. На боковой части имеется рукоятка, а если надо установить пробку в определенное положение на скорости, применяется специальное крепление. В какое именно положение установить рычаг для диагностики коробки передач, определяет градуированный диск, расположенный ниже рукоятки.

Гильза с пробкой соединяется посредством семи каналов, в одном из которых монтируется предохранительный клапан. Он предназначен для защиты трансмиссионной системы при увеличении давления смазочного вещества выше положенного предела. В других каналах устанавливаются кольца и жиклеры, размер сечения последних определяется при настройке стенда. Сами каналы закрываются посредством пробок с отверстиями, через которые смазочный материал поступает в емкость. Для диагностики работоспособности агрегата на определенной скорости надо провернуть рукоятку, что способствует образованию сопротивления. Диагностика работы коробки передач обязательно выполняется на стенде, перед выполнением задачи необходимо заменить рабочее масло в агрегате.

Уход за коробкой передач

Выполняя разборку и ремонт или меняя рабочую жидкость в системе трансмиссии, нельзя допустить попадания в агрегат загрязнений, пыли, продуктов износа. Это может привести к заеданию шестеренок, которые вращаются на первичном валу. Магнит, расположенный на пробке сливного отверстия, подлежит очистке при каждой замене жидкости. Также желательно выполнять промывку каналов сапуна, установленного в винт на креплении крышки. Если эти каналы будут забиты, это приведет к увеличению давления в трансмиссии и утечке рабочей жидкости.

 Загрузка …

Видео «Дефектовка коробки передач ЗИЛ 130 своими руками»

Канал Разные Мысли предоставил ролик, в котором подробно описан процесс дефектовки элементов трансмиссионного агрегата.

autodvig.com

ЗИЛ 130 коробка передач: схема, технические характеристики

 

Автомобиль ЗИЛ – это мощный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности. Со стороны владельца данного транспортного средства, механика требует минимального обслуживания, независимо от условий эксплуатации ЗИЛа.

Машину актуально использовать для строительно-монтажных работ. Популярность данной техники объясняется тем, что она прекрасно адаптирована к отечественным условиям. Приемлемая стоимость машины, возможный ее дешевый ремонт делают приобретение данного автотранспорта выгодным. Продолжительный период времени данная марка авто выпускалась на заводе им. Лихачева. Коробку передач на ЗИЛ 130 данный завод начал выпускать в первой половине 1960-х гг.

Технические характеристики ЗИЛ 130 гласят, что грузоподъемность авто равна 6000 кг, полная масса машины превышает 10000 кг. Двигатель включает 8 цилиндров, мощность может доходить до 150 лошадиных сил. На автомобилях ЗИЛ скоростей может быть 9. Все это дополняется синхронизато­рами инерционного типа.

Особенности строения коробки ЗИЛ

Транспортное средство оснащается механической КПП (5 ст.). Особенность данной коробки передач на ЗИЛ 130 в том, что она позволяет совершать передвижения без помех при переключении передач. Эффективно происходит маневрирование на проезжей части.

КПП ЗИЛ 130

В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.

Схема КПП ЗИЛ 130

Присутствует ведущий вал, который дополнен шестеренкой, зубчатым венцом. В нижнем отсеке картера КПП ЗИЛ 130 расположен промежуточный вал. Вторичный вал имеет шестеренки, работа которой обеспечивает оперативное включение 2,3 и 4 передачи.

Скоростная КПП на ЗИЛ обеспечивает комфортные условия для перевозки грузов. Такая машина будет отлично перемещаться по бездорожью или строительным площадкам. Коробка отбора мощности ЗИЛ имеет прямые зубья. В чугунном картере автомобиля присутствует главный вал, неподвижные оси. Именно на осях размещен блок зубчатых колес.

При включении первой скорости присутствующее колесо в системе начинает перемещаться по канавкам, далее оно вступает во взаимодействие с шестерней на промежуточном валу. Для включения 2, 3, 4 режима необходимы шестеренки вторичного вала. При активации 3-х скоростного режима, имеющийся диск синхронизатора перестает воздействовать на детали 2-й передачи. Периодически на коробке отбора мощности ЗИЛ 130 необходимо проверять надежность гаек крепления.

Немаловажным является и то, что коробка передач ЗИЛ 130 является трехходовой. Кроме того, КПП ЗИЛ 130 дополняется ручным тормозом барабан­ного типа.

Из основных расходников выделяется сальник. Данный элемент не допускает попадания смазки на сцепление. Он подлежит замене, если стало отмечаться подтекание масла или происходит ремонт КПП (по мере надобности).

Система не включает установку раздаточной коробки на ЗИЛ 130. Такая коробка встречается на автомашинах с двумя и более ведущими мостами, например, ЗИЛ 131. Устройство зафиксировано за коробкой передач к двум продольным балкам.

Необходимость ремонта трансмиссии

Все составляющие узлы системы трансмиссии подвергаются естественному износу. Доверять ремонт коробки передач на ЗИЛ 130 следует профессионалам, работающим в автосервисе, который предлагает данные услуги, где можно заказать, например, ремонт редуктора.

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

  • появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;

  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Следует отметить, что помимо естественного износа отдельных комплектующих деталей трансмиссии, преждевременно данная система может дать сбой из-за того, что владелец ЗИЛа использует некачественную трансмиссионную жидкость.

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера. Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу.

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло.

prokpp.ru

устройство, характеристики и принцип работы

На автомобильном заводе имени Лихачева выпущено много легендарных грузовиков. К ним относится и 130-я модель. Обратим внимание на один из самых важных механизмов в конструкции авто. Коробка передач ЗИЛ-130 – это сложный агрегат, который конструктивно и функционально отличается от большинства других аналогов. Для правильного управления и продления рабочего ресурса узла необходимо иметь представление о его конструкции и схеме функционирования. Эти нюансы, а также способы ремонта и ухода рассмотрим ниже.

Устройство коробки передач ЗИЛ-130

Автомобиль оснащается трехходовым трансмиссионным механическим узлом с несколькими рабочими диапазонами. Пять скоростей предназначены для движения вперед, один режим – назад. В блоке предусмотрена пара синхронизаторов инерционной конфигурации. В картере коробки монтируется первичный (ведущий) вал, агрегирующий с косозубой шестерней и зубчатым венчиком, отвечающим за активацию передачи.

В расточной части указанного элемента устанавливается роликовый подшипниковый механизм цилиндрического типа. На него помещается фронтальной стороной вторичный шкив. В нижнем отсеке корпуса имеется промежуточный вал с шестеренкой. Еще три аналогичных детали монтируются на вторичном шкиве.

Вал КПП ЗИЛ-130

На шлицах рассматриваемого узла предусмотрена прямозубая шестерня, служащая для включения первой и задней передачи. В этом же районе размещается блок кареток для синхронизирующего механизма.

На вторичном валу предусмотрены косые шестеренки, предназначенные для включения второй, третьей и четвертой скорости. Они расположены таким образом, чтобы входить в постоянное зацепление с аналогичными элементами промежуточного валика. В нижней части картера узла жестко закреплена ось. На ней установлено устройство задней скорости с прямозубыми шестернями. Они агрегируют с цилиндрическими подшипниками роликового типа.

Большая шестерня входит в стабильное зацепление со специальной деталью на промежуточном валу. Внутри картер наполнен рабочей жидкостью (трансмиссионным маслом). Этот отдел защищен крышкой, в которую вмонтирована система переключения скоростей.

Принцип работы

Переключение передач на ЗИЛ-130 основано на кинематической схеме с работой синхронизаторов и шестерен. При выжимании первой скорости соответствующий шестеренчатый элемент перемещается по шлицам, входя во взаимодействие с элементом первой передачи на промежуточном валике. От первичного аналога крутящий момент трансформируется на вторичный шкив при помощи шестеренок постоянного зацепления. Показатель передаточного числа – 7,44.

При включении второй скорости на КПП ЗИЛ-130 муфта синхронизатора попадает в зацепление с внутренними зубцами рабочей шестерни. После этого на промежуточном валу осуществляется передача крутящего момента посредством первичного аналога и блока шестеренчатых механизмов. На вторичный вал усилие оказывается при помощи синхронизатора. Передаточный показатель – 4,1.

Во время активации третьей передачи, соответствующая муфта теряет зацепление с шестеренкой, передвигается по шлицам, начиная агрегировать с рабочими зубцами. При этом она уже находится во взаимодействии с элементом третьей скорости промежуточного блока. От первичного шкива усилие трансформируется при помощи шестерен и зубчатых элементов, передаваясь далее на первичный вал посредством муфты. Рабочее число составляет 2,29.

Активация остальных скоростей

Вкратце дальнейшую работу коробки передач ЗИЛ-130 можно описать так:

  • При активации четвертой скорости работает синхронизатор, муфта которого передвигается, зацепляясь с соответствующими зубцами шестерни. Усилие передаточного числа (1,47) осуществляется посредством шестеренок промежуточного на вторичный вал.
  • Включение пятой передачи сопровождается аналогичной процедурой действия зубцов, синхронизаторов и их элементов соответствующей части. При этом оба вала образуют единую конструкцию, позволяющую передать усилие на карданный элемент.
  • При активации задней передачи КПП ЗИЛ-130 в работу вступает специальная каретка. Передача крутящего момента производится посредством шестеренчатого механизма, при этом меняется направление вращения.

Схема работы

Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:

  • а – устройство передачи;
  • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
  • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
  • 2 – ведущий вал;
  • 3 – вторичный вал;
  • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
  • 12 – блок прямозубых шестеренок;
  • 13 – ось;
  • 17 – шестеренка промежуточного плана;
  • 20 – картер.

Ремонт своими руками

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

Сборка промежуточного вала

Данная запчасть ЗИЛа собирается в такой последовательности:

  • производится запрессовка шестерен;
  • на шлицы наносят слой смазки;
  • осуществляется установка шпонки и шестеренчатого механизма второй скорости в соответствующий паз;
  • фиксация вала производится на специальном стенде;
  • требуемое усилие обеспечивается посредством штока тормозной камеры, регулируемой рукояткой на пневматическом кране.

Ремонт ведущего вала

Указанную деталь коробки передач ЗИЛ-130 собирают на столе. При этом резьба должна смотреть вниз. На шлицы наносят смазку. Далее устанавливают шестерню первой скорости, паз ступицы направляют в сторону фронтальной части первичного вала. Правильность сборки определяют путем проверки наличия ее свободного хода по шлицевым элементам.

На шейку также наносят смазку, монтируют шестеренку второй скорости, при этом зубчатый венец обращают в сторону переднего края вторичного шкива. Солидолом обрабатывают упорную шайбу, которую помещают в посадочное гнездо с кольцом стопорного типа. Зазор между боковой частью ступицы и указанной деталью не должен превышать 0,1 мм. Шестеренка при правильной установке будет свободно вращаться от руки.

Установка синхронизирующих и других деталей

Дальнейшая сборка запчасти ЗИЛа (ведущего вала) продолжается в следующем порядке.

  1. Синхронизаторы второй и третьей скорости ставятся на вал так, чтобы боковая выточка каретки смотрела в сторону шестерни передачи №2.
  2. На шейку наносят смазочный материал, после чего на первичный вал монтируют шестеренку третьей скорости. При этом шлицевое отверстие направляют к синхронизатору.
  3. Обрабатывают солидолом упорную шайбу, устанавливают ее на вал. Она должна быть плотно зажата между втулкой и бортом ведомого валика (используют напрессовку).
  4. Смазывают шейку, монтируют шестеренку четвертой передачи, правильность положения проверяют посредством вращения детали вокруг собственной оси.
  5. Зазор между боковиной фланца и шайбой выдерживается не более 0,1 мм.
  6. Монтаж выполнен корректно, если каретка по шлицам перемещается свободно.

Механизм переключения КПП

Характеристики ЗИЛ-130 предусматривают проведение сборки узла переключения при помощи специального приспособления, которое можно найти на СТО.

Схема выполнения процесса выглядит так.

  1. В устройстве фиксируется крышка трансмиссии. На торцевой части инструмента имеется отверстие, в которое помещается заглушка при помощи оправки и молотка, ударами по центру элемента.
  2. Собирают сапун, затем закручивают его в крышку.
  3. Запрессовывают пару установочных втулок.
  4. В специальные канавки монтируют фиксирующие пружины.
  5. В левое гнездо помещают шарик, используя бородок.
  6. Монтируют шток активации первой и задней передачи, предварительно нанеся на деталь трансмиссионную смазку.
  7. Устанавливают шток во внутреннюю часть крышки, при этом отверстие крепления должно перекрываться. Далее ставят головку и вилку первой и второй скорости. Ступицу направляют в сторону отверстий с заглушками.
  8. Передвигают шток до совмещения между собой шара фиксации и гнезда нейтрального диапазона. Перед этим монтируют парами блокировочные элементы.
  9. Поскольку размеры ЗИЛ-130, как и масса, довольно внушительные, предохранительные головки следует закреплять надежно, дополнительно фиксируя их стопорными болтами. Затем ставятся шплинты и заглушки.

Рычаг трансмиссии

Это последний узел в сборке коробки передач (ее характеристики от ЗИЛ-130 рассмотрены выше). Порядок действий таков.

  • Корпус селектора устанавливают на специальном станке либо в тисках.
  • Стопорную деталь ставят в гнездо на картере агрегата, на селектор надевают чехол, помещают его на свое место.
  • Слоем смазки обрабатывают шаровую поверхность. За картерные шпильки заводят пружину, которая устанавливается вместе с опорой шарового элемента.
  • Собирают промежуточный рычаг первой и второй скорости.
  • При помощи гайки фиксируют рукоятку, а на крышке КПП посредством герметика фиксируется прокладка.
  • В финале проводят монтаж промежуточной детали в специальную прорезь на головке штока. Второй аналог помещают в паз вилки. На корпусе рычаг крепится посредством специальных фиксаторов с шайбами пружинного типа.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта